Хачкар — описываем во всех подробностях

Согласно легенде, в глубокой древности бог распределял территории между народами. При этом он отделял камни от земли и складывал их в отдельном месте. Когда бог вспомнил об армянах, все земли уже были поделены. Армянам пришлось обосноваться на той самой территории с множеством камней. Но они нашли им уникальное применение. Армянское искусство создания «крест-камней» – хачкаров, внесено в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Невозможно представить поездку по Армении без «встречи» с хачкарами. И поскольку это действительно символ Армении и очень важная вещь в понимании той страны, я, пообщавшись с местным населением и расспросив их, решила уделить этому явлению отдельный пост.

Блок: 1/6 | Кол-во символов: 684
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Что такое хачкары

Хачкары представляет собой каменные стелы с резным изображением креста. Их прообразами считаются «вишапы» – вертикальные каменные плиты, сооружённые на территории нынешней Армении ещё до нашей эры. Они воздвигались для межевания местности или в честь завоеваний тогдашних правителей.

После объявления в 301 г. н. э. христианства государственной религией Армении на каменных стелах стал изображаться его символ – крест. Новая религия пустила глубокие корни в первом христианском государстве. Каменные символы веры начали устанавливаться в церквах, монастырях, на кладбищах, на склонах гор, у дорог (обереги). Они посвящались разным историческим и бытовым памятным событиям.

Мастера («варпеты») создавали не только дискретные (отдельно стоящие) хачкары. Некоторые из них вырезались прямо в скалах, как в пещерном монастыре Гегард.

Здесь же много хачкаров, вырезанных в стенах или встроенных в них.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 916
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Исторический очерк

Предшественниками современных армянских хачкаров являются раннесредневековые круглые или восьмигранные колонны, квадратные в сечении столбы с врезанными в них крестами и увенчанными свободно поставленными объёмными крестами. Самые древние хачкары, сохранившиеся до нашего времени, датируются IX—X веками, их то и можно связать с этими мемориальными столбами, плоскости которых заняты рельефными изображениями преимущественно на христианские темы.

Подобные мемориальные колонны, были найдены по всей территории Исторической Армении, в частности, самыми известными из них являются находки в Гарнаовите, Ариче, Талине, Мрене, относящиеся к V—VII векам. Эти колонны имеют кубические основания, которые являются базами или постаментами, внутрь которых эти столбы и вставлены. На них изображались кресты, которые и стали предшественниками хачкаров.

Например, основание колонны из Арича, имеет равноконечный крест с широкими ветвями, шишками на концах, две широкие полупальметты, произрастающие из нижней оконечности креста, плавно загибаются наружу, а верхушки, их (они приходятся над оконечностями поперечной ветви креста) загнуты в сторону креста. Верхние междукрестья заняты пучками стеблей, верхушки которых также загнуты к кресту.

Тот же рисунок — на постаменте столбца в Талине с той разницей, что у креста расширены лишь концы, а полупальметты более развиты и по высоте достигают верхушек поперечных ветвей креста (верх его не сохранился). На некоторых других постаментах столбов крестов нет, глубоко вырезаны лишь симметрично расположенные пары пальметок, между ними помещён цветок, как бы заменяющий крест.

  • Современный хачкар с традиционной армянской символикой в Ереване.

  • Хачкар-памятник в Артавазике, XIII век

  • Хачкар Григора и Мамкан Мамиконянов. 1273 год

  • Хачкар на стене церкви св. Богородицы в с. Карби

Испанский путешественник XV века Руй Гонсалес Де Клавихо во время путешествия в Самарканд писал:

Днём они продолжали ехать и встречали многолюдные армянские селения с красивыми церквами и кладбищами, от которых виднелись большие каменные кресты над могилами и ямами, а эти кресты были в рост человека и прекрасной работы

В большинстве своём стелы имели двучастное (постамент и вертикаль) или трёхчастное (ступени, постамент и вертикаль) строение.

Древнейший датированный хачкар на территории Армении относится к 879 году.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 2512
Источник: http://wiki.armenia.ru/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80

Хачкар как символ

Хачкар – не только сакральный символ победы Христа над смертью. Для армян он – молитва в камне, и олицетворение верности своей идентичности, тесно связанной с христианской верой. Создавая хачкар, мастер в определённой  мере уподобляется самому Творцу. Безжизненный камень в руках мастера обретает душу.

Во многих сельских местностях, особенно не имеющих церквей, хачкар частично берёт на себя их функции. Около него загадывают желания и приносят жертвы — матах.

На территории современной Армении насчитываются десятки тысяч (!) хачкаров. Творческая фантазия сотворивших их мастеров поистине безбрежна. Трудно поверить, но среди них нет двух одинаковых. Более того, на одном и том же хачкаре не повторяется ни один мотив декора. Много хачкаров и на землях, где когда-либо жили армяне. На рубеже XX и XXI вв. крупнейшее кладбище хачкаров было уничтожено близ азербайджанского города Джуга. Сейчас на его месте военное стрельбище.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 965
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Хачкары Нагорного Карабаха

Древнейшие датированные хачкары на территории Нагорно-Карабахской Республики восходят к 853 и 866 гг.. И Орбели отмечает:

Крестные камни с изображениями людей были обнаружены впервые в той части Армении, где вообще излюблена орнаментация рельефами, где на стенах храмов, помимо ктиторских групп, обычных и для других местностей Армении, встречаются довольно большие рельефные сцены, а именно — в Хачене

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 451
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80

Виды хачкаров

Эволюцию изготовления хачкаров можно проследить в Историческом музее Армении в Ереване. Сначала крест вырезали по недолговечному дереву. Многочисленным захватчикам не составляло труда уничтожать их. Поэтому местные мастера перешли на гораздо более прочные материалы – базальт и туф, которые в Армении всегда были в избытке. С этого момента и начинается история собственно хачкаров.

Ранние хачкары

Самая крупная коллекция хачкаров (около 900) ныне находится на кладбище близ села Норатус.

По ним также можно проследить эволюцию хачкаров. В первые христианские века армянской истории мастера ограничивались вырезанием креста в базальтовой или туфовой плите. Хронологически к ранним хачкарам принято относить сооружения не позднее X вв.

Поздние хачкары

В последующие века кресты стали украшаться филигранной каменной резьбой с растительными и геометрическими орнаментами и библейскими сюжетами. Такие хачкары называются поздними. В поздних хачкарах мастерство резчиков по камню достигло неправдоподобно высокого уровня.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1032
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Самые красивые хачкары

Лучшие хачкары – настоящие каменные кружева. Один из таких хачкаров находится близ монастыря Санаин на севере Армении. Хачкар Циранавор («Порфироносный») изготовлен мастером Давидом в начале XIII в.

Другой красивейший хачкар находится в Гошаванке (недалеко от Дилижана), у входа церкви св. Григория Просветителя (распространителя христианства и первого католикоса Армении). Он был создан мастером Погосом в 1291 г.

Широко известны и прекрасные хачкары XIV в. знаменитого мастера Момика, находящиеся в Нораванке и Эчмиадзине.

На абсолютном большинстве хачкаров нет фигуры распятого Христа. В Армянской Апостольской церкви крест символизирует победу жизни над смертью. В полном соответствии со словами самого Спасителя – «Я победил мир» (в котором господствовала смерть). Вспоминаются и вдохновенные слова апостола Павла – «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?». Хачкар – запечатлённое в камне послание потомкам об этой великой победе.

На некоторых хачкарах, начиная со второй половины XIII в., изображается распятие. Такие хачкары, вне зависимости от наличия изображения распятого Христа, носят имя Всеспаситель (Аменапркич) и почитаются особо. Считается, что изображение искупительной жертвы Христа придаёт таким хачкарам целебные свойства. Пожалуй, самый известный хачкар Аменапркич, изготовленный в 1273 г., находится в монастыре Ахпат. Мастер Ваграм создал поразительную каменную композицию.

Над крестом, в центре, изображён Бог-Отец. На широком кресте с надписями на концах – распятый Иисус со склонённой вправо головой в нимбе. Над ней, с обеих сторон верхней части креста, изображены по два серафима и апостола. Рядом, ближе к кресту, находятся две человеческие головы. Левая, на фоне круга с лучами, символизирует солнце, а правая, с гладким кругом – луну. Под руками Христа слева расположена Богоматерь, а справа – любимый ученик – Иоанн. Ниже находятся стоящий Иосиф Аримафейский (иудей, предоставивший скальную гробницу для погребения Христа) и коленопреклонённый Никодим.

Красноватым оттенком камень обязан знаменитому красителю Вортан Кармир (араратской кошенили). Его уникальная особенность – сохранение насыщенного пурпурного цвета в течение веков. Именно это краска использовалась при создании немеркнущих иллюстраций к армянским рукописям Матенадарана.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2305
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Современные хачкары

Древнее искусство создания хачкаров не было утеряно. Передаваясь из поколения в поколение, оно дошло до наших дней. Современные мастера достойно продолжают традиции знаменитых варпетов.

Новые хачкары создаются в честь знаменательных дат, в качестве уникального армянского подарка. Такие хачкары можно видеть во многих городах мира. Порой хачкары являются просто украшением, порой напоминают о какой-либо памятной дате или важном событии, часто их ставили в качестве надгробных памятников. Например в Гюмри или в Кровавом ущелье.

Совет №2 ‘Как найти отель дешевле на 20%?’

Все очень просто:

  • Подбираете отель на Booking.com
  • Затем ищите его же на RoomGuru
  • Бронируете отель с экономией до 20% если повезет!

Совет №3 ‘Как выбрать самую дешевую страховку для поездки’

Показываю как выбрать и купить страховку не вставая с дивана. Это проще и дешевле, чем вы думали.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 896
Источник: https://sestrik.com/hachkar

Литература

  • Токарский Н. М. Архитектура Армении IV—XIV вв. Ереван, 1961.
  • Шагинян А. H. Армянские хачкары (крестные камни) и их надписи (IX—XIII вв.). Автореф. канд. дис. Ереван, 1970.
  • Якобсон А. Л. Армянские хачкары / Гл. упр. по охране и использ. памятников истории и культуры при Совете Министров АрмССР. — Ереван: Айастан, 1986. — 104,  с. — 5000 экз.
  • Асратян М. Очерк армянской архитектуры = Essai sur l’architecture arménienne / Мурад Асратян; Пер. на фр. Аиды Чархчян; Ин-т искусств АН АрмССР, Упр. по охране и использ. памятников истории и культуры при Совете Министров АрмССР Союз художников АрмССР. — М.: Советский художник, 1985. — 152 с.
  • Асратян М. Хачкар. — Ереван, 1990. — 216 с.
  • Асратян М. Хачкар. Khatchkar. — Ереван, 2001. — 240 с.
  • Довлатбекян, Арман Альбертович. Тенденции и традиции развития хачкаров в контексте народной культуры Армении: Диссертация … кандидат искусствоведения. — М., 2005. — 212 с.
Блок: 8/9 | Кол-во символов: 919
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 10680
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. http://wiki.armenia.ru/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 2512 (24%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 451 (4%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A5%D0%B0%D1%87%D0%BA%D0%B0%D1%80: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 919 (9%)
  4. https://sestrik.com/hachkar: использовано 6 блоков из 6, кол-во символов 6798 (64%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий