Сфинксы Петербурга — расписываем во всех подробностях

Таинственная история загадочных жителей северной столицы.


У разных народов представления о сфинксах тоже были разными. У древних египтян сфинксы представляли собой существа с телом гордого льва и головой человека. Нередко лики египетских сфинксов напоминали лица их фараонов. У греков же сфинксы были крылатыми, имели тело льва или собаки и женские голову и грудь.

Блок: 1/9 | Кол-во символов: 368
Источник: https://myotpusk.mirtesen.ru/comments/42890565647/page

Описание

Сфинксы, стоящие на Университетской набережной, выполнены из асуанского гранита в XIV веке до н. э. Изначально они стояли в перистильном дворе заупокойного храма фараона Аменхотепа III в Фивах, на западном берегу Нила. Руины этого храма сегодня составляют археологическую зону Ком эль-Хеттан. Лица сфинксов портретны и изображают Аменхотепа III молодым, несмотря на то, что выполнены во второй половине его долгого правления. На головах сфинксов — царские платки-клафты с уреями и высокие короны «па-схемти»; к подбородкам «привязаны» ритуальные бородки, их спины и грудь украшены имитациями попон из плиссированной ткани. На груди и плечах каждого сфинкса — широкое ожерелье усех с прорезанными «бусинами». Массивный хвост загнут вокруг правого бедра каждого существа. На груди, меж передних лап сфинксов и по всему периметру плинтов памятников вырезаны иероглифические надписи с краткой титулатурой Аменхотепа III, большая часть которых хорошо сохранилась. Накладные бороды у сфинксов отбиты ещё в древности после смерти фараона. При погрузке одного из сфинксов порвались тросы и он упал, разбив в щепки мачту и борт корабля. Петербургские сфинксы по праву могут считаться одними из лучших изображений Аменхотепа III. Каждый из них, весом 23 тонны, имеет 5,24 метра в длину и 4,50 метра в высоту.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 1309
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Сфинксы на парадной набережной


Это единственные в Петербурге самые настоящие сфинксы из Древнего Египта, им более трех тысяч лет. Они очень большие – более 5 метров в длину и высотой 4.5 метра. Вес каждого из них – 23 тонны.

«По мастерству исполнения, — фигуры вырезаны из крепчайшего египетского красно-коричнево-серого гранита, — обилию надписей и хорошей сохранности, Невским сфинксам нет равных в мире. Даже египетские музеи и Лувр не имеют таких экспонатов.» В. Струве

Они давно уже прижились в этом северном городе, став его неотъемлемой частью.

Но каким образом эти огромные сфинксы из далекой страны попали сюда?

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 627
Источник: https://myotpusk.mirtesen.ru/comments/42890565647/page

История памятников и перенос их в Петербург

Впервые памятники описал авантюрист и искатель древностей Янис Атанази, работавший в Луксоре в 1819—1828 годах. Именно он первым предпринял раскопки на территории заупокойного храма Аменхотепа III, который сильно пострадал от землетрясения ещё в древности. Среди памятников, обнаруженных в процессе раскопок, особое место занимали два колоссальных сфинкса, выполненные из розового гранита. Памятники, лежавшие на западном берегу Нила, неподалеку от знаменитых колоссов Мемнона, осмотрел 20 июня 1829 года во время своего путешествия Жан-Франсуа Шампольон.

Оба сфинкса появились в это же время на гравюре Дж. Бартона в качестве иллюстрации XVI века «Excerpta Hieroglyphica», где один из сфинксов представлен с правой стороны, так, как его зарисовал Дж. Бономи. Известно, что Бономи помогал Бартону во время подготовки издания, вышедшего в свет в Каире в 1828 году. Известна и другая зарисовка Бономи, на которой один из сфинксов лежит во время раскопок у подножия баз упавших колонн перистиля храма Аменхотепа III. Присс д’Авенн также воспроизвёл одного из сфинксов с левой стороны в «Истории египетского искусства», с подписью «Андросфинкс и криосфинкс». Маршандон де ла Файе, опубликовавший записки Присс д’Авенна после его кончины, приводит, в частности, такие строки об этих памятниках:

«тот, что воспроизведён в верхней части иллюстрации, увенчан скульптурной головой, имеющей сходство с Аменхотепом III. Этот прекрасный монолит розового гранита, самой превосходной работы, был найден в 1825 году вместе с другим, очень на него похожим, за колоссами Мемнона; бесспорно, они были частью этого же сооружения, Аменофеума в западной части Фив. Они уже больше не в Египте».

Шампольон попытался найти средства для покупки сфинксов, однако предприятие закончилось провалом. Несмотря на всё свое совершенство, покупателя для сфинксов не нашлось; одного из сфинксов на плотах отправили в Александрию для того, чтобы ускорить продажу памятников за рубеж. Нестор Л’От, друг и рисовальщик в экспедиции Шампольона зафиксировал перевозку сфинкса из заупокойного храма Аменхотепа III, где он был найден. Рисунок, размером 6,8 х 19 см, приобретён в 1957 году в числе других работ художника из частной коллекции для египетского собрания Лувра, где и хранится в настоящее время. Сфинкс на рисунке помещён на платформу, которую при помощи брёвен тянут несколько десятков человек; на голове сфинкса, лишённой короны, стоит человек, руководящий процессом перемещения памятника; вся процессия движется на фоне скал западных Фив и развалин храма, скорее всего, Рамессеума.

Приобретению сфинксов на Университетской набережной перед Академией художеств Санкт-Петербург обязан Андрею Николаевичу Муравьёву, отправившемуся в 1830 году в паломничество по святым местам. В Александрии Муравьёв увидел привезённых для продажи сфинксов. Изваяния, созданные скульпторами в древности, произвели на него столь сильное впечатление, что он незамедлительно отправил российскому послу письмо, в котором предложил приобрести их. Из посольства письмо путешественника отправилось в Петербург. Там его адресат, Николай I, перенаправил послание в Академию художеств. В конце концов, такую покупку сочли целесообразной, но к моменту разрешения бюрократических сложностей владелец-англичанин уже продал их во Францию. Спасла положение очередная французская революция.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 3372
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Египетские сфинксы и Аменхотеп III


В древнем Египте львы жили за долиной Нила, были красивы и сильны. Египетские скульпторы вырезали из камня статуи львов и ставили их у храмов и гробниц для защиты от злых сил. Позже вместо головы льва они высекали голову фараона и стали считать,  что сфинкс имеет силу льва и ум человека, ведь фараоны  считались посланниками бога солнца Ра.

Аменхотеп III родился в древней столице Египта Фивы, расположенной в 700 км  к югу от Средиземного моря. Взошел на престол еще совсем мальчиком, когда ему было около 10 лет и правил приблизительно в 1388 – 1351 годы до нашей эры. За время его пребывания у власти было развернуто грандиозное строительство. Построены великолепные храмы и памятники скульптуры, развивалась торговля, а созданные в то время произведения искусства составляют лучшие коллекции музеев мира. На аллее, ведущей к дворцу Аменхотепа III, стояли  сфинксы, охранявшие его от зловещих сил.

В 1820 году при раскопках древней Фивы грек Янис откопал два сфинкса из сиенита, лик которых был портретным изображением фараона Аменхотепа III. На голове у скульптур была двойная корона, олицетворяющая власть над Нижним и Верхним Египтом, а кобра в виде украшения символизировала покровительство и защиту.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 1250
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

Исследования памятников

Первая работа, посвящённая сфинксам и их истории, была выпущена В. В. Струве. Брошюра «Петербургские сфинксы», изданная, как сказано на титульном листе, «по постановлению Русского археологического общества 12 августа 1912 года», с тех пор ни разу не переиздавалась. В. В. Струве сообщает, что архитектор Монферран, заканчивавший в том же 1834 году Александровскую колонну на Дворцовой площади, предлагал изваять и установить между сфинксами колоссальную статую Осириса, но проект пристани был уже утверждён ранее (16 декабря 1831 года) высочайшим указом императора и пересматривать его не стали.

Все исследователи, так или иначе работавшие со сфинксами, включая В. В. Струве и М. Э. Матье, единогласно говорили о том, что сфинксам необходимо другое место, более защищенное от климатических перепадов, загрязнений и влаги; эта проблема является самой насущной в деле сохранения этих памятников и сегодня. В этом свете любопытно содержание документа, обнаруженного И. А. Лапис в архиве Эрмитажа: «в конце дела о коллекции Кастильоне (Ф.1, оп.№ 1, 1826, № 29), имеется никем не подписанная записка на французском языке, в которой предлагается перевезти в Эрмитаж сфинксы Аменхотепа III с набережной Невы и египетские саркофаги из Царскосельской Руины, причем для сфинксов даже указаны места, где их следует поставить, а именно — два зала по сторонам того, в котором была установлена знаменитая ваза из ревдинской яшмы и в котором автор записки предлагал разместить все остальные древнеегипетские памятники. Однако этот проект не был принят».

Надписи на сфинксах, кроме тех, которые расположены со стороны Невы, перевёл в 1912 году В. В. Струве. Позже их изучали сначала известный советский египтолог Ю. Я. Перепёлкин, египтолог Е. В. Черезов, а затем российский египтолог В. В. Солкин. Надписи представляют полную титулатуру из пяти имён и эпитетов фараона Аменхотепа III.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 1895
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Приобретение сфинксов


После похода Наполеона в Египет в начале 19 века в Европе началась мода на все восточное и в первую очередь на произведения искусства и архитектуру. Санкт-Петербург тоже не остался в стороне от этого нового веяния. В Северной столице появляется Египетский мост, в Царском селе – Египетская пирамида, а в Павловске – Египетский вестибюль. После русско-турецкой войны 1828-1829 годов молодой русский офицер Андрей Николаевич Муравьев отправился путешествовать по Сирии и Египту. Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. Здесь А.Н. Муравьев увидел эту необычное изваяние и восхищенный этим произведением искусства, отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств,  было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но с началом революции в июле 1830 года ему было не до скульптур и оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1084
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

История появления египетских сфинксов в Санкт-Петербурге

Но когда цивилизация Древнего Египта пришла в упадок, храм разрушился, а сфинксы оказались надолго погребенными под толстым слоем песка. Откопали их лишь в конце 20-х годов 19 столетия, после чего было решено выставить их на продажу.

Раскопки храма Аменхотепа III. Гравюра Дж. Бономи, фрагмент.

Один из этих сфинксов как-то попался на глаза офицеру Андрею Муравьеву, находящемуся в то время в Египте. Это доныне невиданное им существо настолько поразило русского офицера, что Муравьев тут же направил письмо российскому послу с просьбой обсудить с императором возможность покупки сфинксов для России.

Однако Николай I не сразу одобрил эту идею, потом последовала долгая возня с бумагами. Но когда все подготовили, оказалось, что сфинксов уже купила Франция для того, чтобы украсить ими Париж.

Однако вывести их из Александрии французы не успели, началась революция 1830 года, и им стало совсем не до сфинксов. Тогда они и согласились перепродать их России. И, наконец, весной 1832 года сфинксы прибыли в Петербург. Целый год вез их из Александрии греческий корабль под названием «Добрая надежда».

При погрузке на корабль, у одной из скульптур лопнул трос. Огромный сфинкс упал, разбив борт корабля, и чуть не потопил его. Сам он тоже пострадал при этом – отбилась часть подбородка, повредилось и лицо, на котором канат оставил глубокий след.


Два года сфинксы простояли во дворе Академии художеств в ожидании своего часа. Наконец пристань была достроена, и в 1834 году их водрузили на высокие пьедесталы из финского гранита.

И с тех пор они являются великолепным украшением набережной Невы в парадной части столицы.

Набережная Невы у Академии художеств Рис. М.Н. Воробьев (1835 год)

Глаза их устремлены в бесконечность, и порой кажется, что эти древние сфинксы скрывают от нас какую-то тайну. Ведь они столько повидали в этой жизни…


Частенько вдоль этой набережной, любуясь на сфинксов, прогуливался и А.С.Пушкин.

«…лица этих сфинксов как загадка, которую нужно разгадать».


Многие поэты посвящали им стихи:

«Волшба ли белой ночи приманила

Вас маревом в полон полярных див,

Два зверя-дива из стовратых Фив?

Вас бледная ль Изида полонила?

Какая тайна вам окаменила

Жестоких уст смеющийся извив?

Полночных волн немолкнувший разлив

Вам радостней ли звезд святого Нила?»
Вячеслав Иванов

«Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной, торжественной реки.

Для них, детей тысячелетий,

Лишь сон виденье этих мест…» В. Врюсов

Да и в наше время они тоже не остаются без внимания:

Картина питерского художника Владимира Румянцева

На съемках фильма «Невероятные приключения итальянцев в России»

В 2002 году была проведена очень большая и сложная работа по их реставрации, после которой древние скульптуры предстали в своем первозданном виде и будто даже помолодели внешне.

Восточный сфинкс после реставрации. Фото — Виктор Солкин, 2003 г.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2941
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/051117/36561/

Сфинксы в Санкт-Петербурге на Университетской набережной


Два года скульптуры пробыли во дворе Академии художеств, а к этому времени на Неве напротив здания Академии по проекту Константина Тона была построена гранитная пристань. Первоначально для ее украшения планировали установить бронзовые композиции «Укрощение коня человеком» работы Петра Клодта. Но эта работа не укладывалась в выделенную смету и в апреле 1834 года на гранитных пьедесталах у пристани на Университетской набережной были установлены Египетские изваяния. Отбитые бородки у скульптур – это еще древнеегипетские повреждения.

На постаментах высекли надпись «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезён в град Святого Петра в 1832 году». На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 году перевел египтолог, а впоследствии академик Василий Васильевич Струве. Эти надписи представляют собой полное имя Аменхопета III, воплощенного бога на земле: «Да живет Гор, Могучий телец, воссиявший в правде, установивший законы, успокоивший обе земли. Золотой Гор, телец царей, покоритель девяти луков. Царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка обеих земель Небмаатра, отпрыск Ра. Сын Ра, любимый его Аменхотеп — властитель Фив, образ Ра перед обоими Землями. Гор — добрый владыка вечности, которому даны жизнь, постоянство, счастье, здоровье».

По модели мастера П.П. Геде были вылиты бронзовые светильники и два крылатых льва, которые установили ближе к воде. В конце 19 века крылатые животные исчезли и восстановили их только в 1959 году, когда в литейной мастерской Академии художеств по модели мастера Г.Ф. Цыганкова были отлиты новые скульптуры. Авторами проекта были архитекторы И.Н. Бенуа и А.Е. Поляков. В 2007 году после реконструкции Благовещенского моста и мостовой светильники были заменены. Но в результате, фонарные столбы испортили облик пристани. После обращения петербуржцев исторический вид памятника был восстановлен.

Блок: 5/8 | Кол-во символов: 1900
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

«Западный» сфинкс

Памятник выполнен из менее качественного гранита, хуже сохранился, и, возможно, изготовлен раньше: на нём сохранились следы исправления ошибок скульптора, которые отсутствуют на восточном сфинксе. Мелкие сколы имеются на правой части клафта, утеряны бородка, голова урея. Отдельные небольшие отщепы видны на короне дешрет. Сильные повреждения имеются на передней части плинта; правая часть плинта сильнее всего пострадала от разрушения слабых составляющих гранита. Лицо проработано менее тщательно; на месте зрачков присутствуют скопления тёмных частиц гранита, создающих иллюзию «взгляда» сфинкса. В надписи на плинте сфинкса, в целом, сохранившейся несколько лучше, пострадала передняя часть, которая легко восстанавливается по следам иероглифов, как предполагал ещё В. В. Струве. Длина надписи на плинте сфинкса со стороны берега — 6,47 м, со стороны реки — 6,45 м.

Надпись со стороны набережной:

«Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, великий ужасом в стране всякой чужеземной, Хор золотой, поправший нубийцев, захвативший землю их, царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, воздающий жертвы творениями, поднимающимися до небес, подобно четырём небесным опорам, владыка Обеих земель, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, именем мощный, которому дана жизнь в вечности, подобно Ра».

Надпись со стороны Невы:

«Да живёт Хор, бык мощный, воссиявший в Истине, Обе Владычицы, установивший законы, умиротворивший Обе земли, Хор золотой, низвергнувший азиатов, поправший ливийцев, царь Верхнего и Нижнего Египта, владыка Обеих земель, Небмаатра, Избранный Ра, сын Ра, им возлюбленный, Аменхотеп, властитель Фив, блистательный творениями, первыми в бесконечности, ликует сердце его вместе с Ка его на престоле, подобно Амону-Ра в вечности».

Надпись на груди и между лап сфинкса:

«Царь Верхнего и Нижнего Египта, Небмаатра, сын Ра, Аменхотеп, властитель Фив, возлюбленный Амоном, владыкой престолов Обеих земель».

Надпись перед лапами сфинкса:

« Бог благой, Небмаатра, наследник Ра, сын Ра, Амен, властитель Фив, Амоном-Ра».

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2116
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Легенды и мифы о сфинксах


Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество легенд о них.

  • Вот как писал известный искусствовед и критик Сергей Волконский: «Они закрыли глаза, увидев кровавый крест на дверях еврейских жилищ, и раскрыли их только на новом месте, проснулись от холода снежной вьюги, проснулись и увидели над мёрзлой белой рекой золотом блеснувший тот же самый знак Креста. Это в день Крещения, на том берегу, перед Зимним дворцом проходила церемония водосвятия, так называемая «Иордань»… Раскрыли сфинксы глаза и сомкнули их навеки…».
  • Существует легенда, согласно которой сфинксы нельзя тревожить и кто нарушит их покой, тому грозит неминуемая гибель. Нельзя также отрывать их от родной территории, что с особой силой проявилось в Санкт-Петербурге – городе призраков и теней. И прогулки к сфинксам могут привести к душевному расстройству и нарушению психики.
  • Рассказывали, что именно из-за сфинксов 8 февраля 1899 года была жестоко разогнана студенческая демонстрация недалеко от пристани на Университетской набережной.
  • Выражение лица сфинксов меняется в течение дня. С утра до полудня оно спокойное и безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Некоторые петербуржцы хотят увидеть момент смены настроения и ходят к сфинксам перед заходом солнца. Но впечатлительным людям лучше этого не делать – они могут сойти с ума.

Но существуют и добрые мифы:

  • Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро.
  • Многие утверждают, что желания, загаданные у пристани рядом с сфинксами, исполняются.
Блок: 6/8 | Кол-во символов: 1589
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

Реставрация 2002 года

В 2002 году впервые за всю историю памятников осуществлён уникальный полноценный научный проект по реставрации сфинксов, в результате которого удалось очистить памятники, получить объективную информацию, касающуюся биологического и химического характера загрязнений, предотвратить неизбежные процессы разрушения гранита из-за вредного для древних памятников климата России. Работы по реставрации и консервации сфинксов осуществил коллектив Центра реставрации экологии и культуры Санкт-Петербурга. Руководителями реставрационного проекта выступили Станислав Борисович Щигорец и Альбина Аркадьевна Доос — реставраторы, специалисты по сохранению памятников скульптуры, расположенных в пространстве современного города; в экспертную комиссию по анализу состояния памятника вошли профессора Санкт-Петербургского Государственного университета — А. Булах, Д. Власов, А. Золотарев, О. Франк-Каменецкая, а также А. Доос. Проект курировал египтолог В. В. Солкин, под редакцией которого об итогах проекта вышла двуязычная монография, посвящённая сфинксам, их консервации, эпохе Аменхотепа III. В книге впервые опубликована гравюра Дж. Бономи, на которой видно, где именно на территории заупокойного храма Аменхотепа III в Ком эль-Хеттан изначально располагались сфинксы.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1283
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9

Как добраться до сфинксов


Станция метро Василеостровская, затем выйти на пешеходную зону 6-7-ой линии, дойти до Большого проспекта и пересечь его. Идти до Университетской набережной, дом №17

Блок: 7/8 | Кол-во символов: 211
Источник: https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm

В искусстве

Она пришла из дикой дали —

Ночная дочь иных времён.

Её родные не встречали,

Не просиял ей небосклон.

Но сфинкса с выщербленным ликом

Над исполинскою Невой

Она встречала с лёгким вскриком

Под бурей ночи снеговой.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 240
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9
Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 20578
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D1%81%D1%8B_%D0%BD%D0%B0_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B9: использовано 6 блоков из 10, кол-во символов 10215 (50%)
  2. https://www.spb-guide.ru/page_12794.htm: использовано 6 блоков из 8, кол-во символов 6427 (31%)
  3. https://kulturologia.ru/blogs/051117/36561/: использовано 1 блоков из 9, кол-во символов 2941 (14%)
  4. https://myotpusk.mirtesen.ru/comments/42890565647/page: использовано 2 блоков из 9, кол-во символов 995 (5%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *