Музей мозаик в Стамбуле — описываем по порядку

Самая обширная коллекция мозаичных панно и картин находится в стамбульском Музее мозаики.


Возможно, туристам он и не покажется чем-то значимым, но люди знающие понимают, что по этим мозаичным панно можно узнать немало интересного о жизни города византийского периода.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 270
Источник: https://turk-in.ru/stambul/otdih-s/muzei-s/mozaiki.html

Большой императорский дворец Константинополя

Большой дворец Константинополя: план и строительство

Большой дворец Константинополя и Ипподром

Строительство Великого дворца было начато императором Константином I (ок. 306-337 гг. Н.э.) на возвышенной части города. Строительство дворца продолжалось несколько лет, пока сооружения не превратились в полноценный дворцовый комплекс, заняв весь склон холма Августион. Площадь дворцовой территории была около нескольких сотен квадратных метров. Жилой флигель соединял дворец с известным городским цирком, чтобы императоры могли легко и безопасно посещать публичные спектакли, проводимые там.

На протяжении веков комплекс будет включать в себя:

  • великолепный тронный зал;
  • залы для официальных зрителей, государственных банкетов и коронаций;
  • различные приемные;
  • несколько церквей и часовен;
  • университет;
  • Римские бани;
  • большую библиотеку, где постоянно выпускались новые рукописи;
  • спальные помещения для королевской семьи и ее окружения;
  • сигнальную башню Фарос;
  • казармы для королевской гвардии;
  • сады с террасами и фонтанами;
  • поле для поло;
  • большое собрание произведений изобразительного искусства, особенно мозаик и статуй.

Многие из этих зданий и сооружений, построенных в разные века, были соединены коридорами и крытыми колоннадными проходами. Весь комплекс был окружен стеной во время правления Юстиниана II (ок. 685-711 г. н.э.).

Общую планировку и ключевые элементы можно восстановить по древним описаниям, которые можно найти, например, в De ceremoniis Константина VII («Церемонии византийского двора») — очерке, написанном в 10 веке нашей эры. К сожалению, современные археологические раскопки на месте не добавили информации о конкретных зданиях внутри дворцового комплекса, так как он был полностью застроен Османами.

Основные строения Большого дворца

Большой дворец Константинополя, реконструкция

Центральным входом во дворец были монументальные ворота Чалке, которые использовались для церемониальных шествий. У них были гигантские бронзовые двери, возможно, объясняющие их название («чалке» означает «медный»). Вариация, построенная Юстинианом I (527-656 г. н.э.), имела четыре арки, поддерживающие купол, и крытую колоннаду. Внутренняя часть купола была украшена сверкающей мозаикой, изображающей императора и его императрицу Феодору вместе с избранной группой сенаторов.

Большой Дворец также функционировал как огромный клад, и не только для золота, серебра, драгоценных камней и военной добычи, но также для бесценных религиозных артефактов. Наиболее почитаемыми были реликвии, связанные с распятием Христа, которые хранились в часовне Девы Фаросской. Другим бесценным артефактом была икона Мандилион. Это плащаница, на которой было отпечатано лицо Иисуса Христа в классической позе, известной как Пантократор, которую сегодня можно увидеть в церквях по всему миру. Плащаница была привезена во Францию ​​рыцарями-крестоносцами, но затем утрачена во время Французской революции.

Императору Феофилу (ок. 829–842 гг. н.э.) приписывают щедрую реставрацию королевского дворца и его садов, которые на протяжении веков превратились в настоящий архитектурный хаос. Здания были снесены, а вместо них возникли новые, однородные, с соединяющимися коридорами, отделанными белым мрамором, тонкой настенной мозаикой и украшенными колоннами из розового и порфирового мрамора.

Последняя история

Император Алексей I Комнин (Aleksios I Komnenos) в конце XI века начинает строительство и обустройство Влахернского дворца, тем не менее Большой дворец продолжал использоваться для выполнения государственных функций и организации приемов.

В эпоху Палеологов, некогда грандиозный Большой дворец Константинополя совсем опустел, а затем начал подвергаться рзрушениям и разбирался под строительство новых зданий.

С 1204 г. н.э., после разграбления Константинополя во время Четвертого крестового похода, Большой дворец использовался латинскими императорами. Именно во время разорения Константинополя часовни Большого дворца были разграблены, и святые мощи, находившиеся в них, были разнесены по заграничным церквям, таким как часовня Людовика IX в Париже. Со времен правления Михаила VIII из династии Палеологов (1259-1282 гг. н.э.) дворец претерпевал дальнейший упадок.

Дворец состоял из ипподрома и других прилегающих дворцов, банного комплекса Зевсиппоса, имперского форума или Августейона, на котором Юстиниан I воздвиг свою конную статую на монументальной колонне в 6 веке, церквей Святой Софии, Святой Ирины, а затем и Святого Иоанна Богослова на северо-востоке и св. Серджиоса и Бакхоса на юго-востоке, а также двора библиотеки и перистиля под названием «Базилика».

Самая старая часть Большого дворца, Дафнейский дворец, построенный Константином Великим и его преемниками в 4-м и 5-м веках, представлял собой огромный комплекс. Считается, что он занимал место, на котором сейчас стоит мечеть Султанахмет.

Сохранилось не очень много некогда прекрасных зданий Большого дворца, но осталась одна из их общих и самых красивых черт — напольная мозаика, изображающая всевозможные сцены из византийской повседневной жизни, особенно сцены природы, охоты и игр детей. Сохранившиеся мозаики, в основном, датируются 6 веком нашей эры, и их сегодня можно увидеть в Музее мозаики Большого дворца Стамбула.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 5227
Источник: https://moystambul.ru/muzej-mozaik-v-stambule-i-bolshoj-dvorets-konstantinopolya/

От «Огненного перста» вглубь истории


На написание статьи о музее мозаики в Стамбуле меня подтолкнула книга Бориса Акунина «Огненный перст». Это первая книга из серии «История Российского государства». В ней рассказывается о мощи Византийской империи и величественной красоте ее столицы – Константинополе.

Описываемые события относятся к середине IX века. В одной из глав герой во время своего пребывания в Константинополе посещает Большой дворец. Это величественное здание на протяжении восьми столетий оставалось резиденцией византийских императоров. Точнее так называлось не одно здание, а целый комплекс зданий, который раскинулся на площади 20 тыс. квадратных футов.

Великолепные дворцы, горделивые церкви, изящные часовни, тенистые парки, солнечные террасы и причудливые сады – Большой (его еще называют Святым) дворец символизировал мощь Византийской империи.

Однако время умеет побеждать даже самые могущественные державы. Прошли века и мощь Византии сошла на нет. Вместе с падением авторитета империи пришел в запустение и дворец. Дошло до того, что латинский император Балдуин II из-за нехватки средств демонтировал и продал свинцовую кровлю дворца. Это произошло в XIII век.

Как нашли уникальные мозаики

В середине XV века Константинополь взяли турки. Началась новая эпоха города. Он даже получил новое название — Стамбул. Практически все дворцовые сооружения турки снесли. Часть же зданий они использовали для своих нужд. Например, в дворцовой церкви они устроили пороховой склад, который благополучно взлетел на воздух в 1490 году. На месте некогда величественного дворца были возведены конюшни и рынок. Спустя еще почти пять столетий о Большом дворце практически забыли. Так бы и канула память о нем в лету истории, если бы в дело не вмешался Его Величество Случай.

В 1933 году в районе базара Араста велись строительные работы и рабочие случайно наткнулись на фрагменты мозаичного пола. Мозаика завораживала точностью деталей. Раскопки, проведенные в 30-х и 50-х годах XX века, позволили установить, что необычной красивая мозаика украшала пол перистиля. Так называется открытое пространство (двор или площадь), которое со всех сторон окружено колоннами. Пример перистиля ниже.

По этому двору наверняка хаживали сами императоры Византии. Всего археологам удалось извлечь из грунта примерно две тысячи квадратных метров мозаик. Они сложены из тысяч маленьких кубиков – известняковых или стеклянных. Благодаря этой уникальной находке в Стамбуле появился музей мозаики.

А еще обязательно побывайте в Йеребатан Сарае. Не знаете, что это? Читайте в отдельной статье.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2581
Источник: https://tripandme.ru/mini-kubiki-s-polutoratysyachnoj-istoriej-ili-idem-v-muzej-mozaik.html

« previous entry | next entry »

Feb. 26th, 2014 | 02:14 pm

posted by: bolivar_s in art_links

Оригинал взят у aquatek_filips в Музей уникальных византийских мозаик

Музей мозаик, о котором пойдет речь ниже, на самом деле является частью перистиля большого императорского дворца в Константинополе, который был обнаружен в 30-х годах прошлого века и буквально воскрешен из пепелища вчистую сгоревших строений рынка и бывших конюшен оттоманской армии, которые располагались на месте некогда величественного императорского дворца.

Как это часто бывает в Стамбуле, уникальные византийские мозаики V-VI вв были обнаружены совершенно случайно, во время проведения строительных работ в районе базара Араста в 1933 году.

В результате раскопок были открыты и извлечены из грунта около 2 тыс квадратных метров бесценных мозаик, выполненных с величайшим искусством из известковых, терракотовых и стеклянных 5мм кубиков, количество которых на 1 кв.м. достигает 40 (!!!) тысяч.


2. Все эти замечательные мозаики находятся в Музее Мозаик, который расположен около того самого базара Араста.

Чтобы его найти, нужно обойти Голубую мечеть с тыльной стороны и спуститься по улице Üçler Sokak-Tavukhane Sokak до Arasta Bazaar, войти на сам рынок и примерно посредине с правой стороны будет разрыв торговых рядов и дорожка направо. Здесь и расположен вход в раскопанный Музей Мозаик.

Музей работает с 9 до 16 во все дни, кроме понедельника. Вход стоит 8 турецких лир.

После того, как на месте заброшенного пепелища вчистую сгоревших строений рынка и бывших конюшен оттоманской армии строители наткнулись на необычные рисунки на камне, исследователи из Университета Святого Эндрюса (Англия) провели масштабные археологические изыскания. В результате была обнаружена громадная структура, площадью более четырех тысяч квадратных метров, позже идентифицированная, как перистиль большого императорского дворца в Константинополе. Кроме того, здесь же были найдены остатки колонн, выполненных к коринфском ордере. Этот  перистиль, по всей видимости, был перестроен при императоре Юстиниане (527-565 н.э.). Но главная находка археологов, это, конечно же, чудом сохранившиеся мозаики, некогда украшавшие полы этого величественного сооружения. Не тронутые временем, мозаики были обнаружены на территории размером около двух тысяч квадратных метров.

3. Музей располагается прямо на месте тех самых раскопок — именно там, где и были найдены мозаики и располагался перистиль дворца.

Впервые экспозиция музея была открыта в 1953 году.

К большому сожалению, первое здание музея было деревянным. Перепады температур и влажность нанесли мозаикам больший ущерб, чем за все прежние годы. В 1987 году был сдано новое, капитальное здание музея. А в 2012 году оно было отреставрировано и улучшена система вентиляции и кондиционирования.

Сегодня тысячи туристов могут увидеть уникальные византийские мозаики. А посмотреть есть на что!!!

4. Большой императорский дворец служил не только домом для правящего семейства, но и центром государственного правительства, для проведения гражданских и религиозных церемоний. Фактически это был огромный и роскошный комплекс — семь дворцов, официальные резиденции императора и императрицы, служебные помещения, множество церквей и часовен, расположенных среди роскошных садов и парков…

Но время делало свое дело. Официальные резиденции переместились во Влахернский дворец, а этот комплекс постепенно приходил в запустение, чему способствовали также землетрясения и пожары…

Так и исчез большой императорский дворец, похоронив под землей на многие века невероятные по красоте и сложности мозаики…

5. Сегодня в экспозиции музея мозаики в Стамбуле представлены самые разные фрагменты найденных «полов» — от небольших, размером около одного квадратного метра, до громадных, со сторонами, исчисляемыми в шесть метров. Всего же в музее насчитывается около девяносто жанров мозаики, которые описывают повседневную жизнь Византии: мифические существа, экзотические животные, сцены охоты, борьба между животными, сцены повседневной жизни, игры детей и т.п.

6. Мозаики выполнены с величайшим искусством из известковых, терракотовых и стеклянных 5мм кубиков, количество которых на 1 кв.м. достигает 40 тысяч.

Это невероятная по сложности и впечатляющая по итоговому результату работа

7. Нельзя не отметить высокий реализм в изображении жанровых сцен, которые были достигнуты благодаря необыкновенному таланту и мастерству древних декораторов.

8. Конечно, многие мозаичные плиты имеют повреждения или утерянные участки, а некоторые и вообще сильно повреждены…

9. Но есть и практически не тронутые временем и внешним воздействием огромные 6-метровые каменные панно

10. Удивительно, как много разных линий и направлений. На рисунках практически не встретить значительных участков, на которых бы изображение выкладывалось в одной плоскости — окружности сменяются ровными линиями, а те в свою очередь сегментами круга, расходящимися в разные сторону розами и закруглениями.

11. На разных мозаиках видны разные стили выкладывания и применяемые материалы — стекло, цветная керамика, терракот

12. Поражает детализация!!! И применение разных размеров кубиков для придания максимальной реалистичности рисунку

13. Отдельно стоит сказать о технике мозаики.

Как правило, мозаики выкладывались на дренажный слой из битой керамики, толщиной до полуметра. Интересно, что изоляционный слой под полом обнаруженного перистиля состоял из колоссального числа разбитых глиняных амфор, в которых в древний Константинополь отовсюду привозили вино и масло.

14. После засыпки дренажа грунтом, состоящем из смеси песка, глины и древесного угля, производилась тщательная утрамбовка. Затем в прямоугольные формы выливался раствор цемента, на который выкладывались кубики из мрамора, стекла, глины и терракота различных цветов.

15. И, как сказано выше, на один квадратный метр такой мозаики уходило до 40 тыс разноцветных кубиков.

16. На изображениях мы видим не только бытовые сцены, но и мифические

17. Дети играют со щенком

18. Охотник играет с собакой

19. Особо впечатляющие сценки можно увидеть на огромных плитах, расположенных в нижней части музея, прямо на поверхности земли

20. Часть плит с мозаиками (как правило, не очень большие) закреплены на стенах первого и второго ярусов

21. Очень много сцен охоты

22. И обычного быта простых людей

23. Еще немного детализации некоторых изображений

24.

25.

За подготовку репортажа и насыщенный информацией рассказ о римском периоде Стамбула снова огромное спасибо Жанне jannasaban!

Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:

При использовании материалов или фотографий, активная ссылка на источник обязательна

<br><br><br><br><br><br><br>

Link | | | Flag

Блок: 2/2 | Кол-во символов: 6739
Источник: https://art-links.livejournal.com/2456614.html


Спецпроекты

Познакомься с Тио и выиграй путешествие

Еще идет

5 городов, помимо Праги, где можно здорово провести время.

Еще идет

Еще идет

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 288
Источник: https://marsada.tourister.ru/photoalbum/15996

Экспозиция музея


Музейная коллекция насчитывает порядка 90 различных жанровых мозаик, иллюстрирующих особенности повседневной жизни византийцев. В основном это картинки бытового характера: сцены охоты, детские забавы, изображения будничных хлопот; но есть и более экзотические сюжеты: мифические и необычные животные, воинственные состязания диких животных. Вот лев пожирает ящерицу, вот женщина заботливо кормит грудью младенца, а здесь прекрасная нимфа держит амфору.

Мастерство древних художников восхищает по сей день: мозаики выполнены невероятно реалистично и максимально детализировано. Для 1 кв. м мозаики требовалось более 40 тысяч крошечных стеклянных, известковых, терракотовых кубиков — вот уж поистине кропотливая работа!

В экспозиции представлены разнообразные по размеру и тематике мозаики. Есть здесь совсем небольшие фрагменты менее 1 кв. м, а есть гигантские мозаики больше 6 кв. м.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 900
Источник: https://tonkosti.ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA

Полезная информация о стамбульском музее мозаик

Название: музей мозаик в Стамбуле (Great Palace Mosaic Museum).

Время работы:

  • С апреля по октябрь с 09:00 до 19:00 (на вход музей закрывается за полчаса до закрытия).
  • С ноября по март с 09:00 до 17:00.

Выходной день: понедельник

Стоимость входного билета: 20 лир.

Важно! Бесплатно Музей Мозаик можно посетить при наличии музейной карты. О том, что это такое, сколько стоит и где ее можно купить — Museum Pass Istanbul.

Музей мозаик в Стамбуле на карте:

Музей мозаик в Стамбуле расположен недалеко от Голубой мечети. Если вы идете по Ипподрому, к примеру, от трамвайной остановки, то после обелиска Константина вам нужно повернуть налево на улицу Üçler Sokak. Ее легко узнать вот по таким домам.

Улица переходит в другую улицу под названием Tavukhane Sokak и приведет вас ко входу на Arasta Bazaar (базар Араста).

Заходите на рынок, идете несколько десятков метров и как только видите разрыв в торговых рядах (он будет справа) ныряете туда. Полминуты и вы у входа в стамбульский музей мозаик.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 1046
Источник: https://tripandme.ru/mini-kubiki-s-polutoratysyachnoj-istoriej-ili-idem-v-muzej-mozaik.html

Галерея


В нашей галерее представлены фотографии лишь некоторых экспонатов.















Блок: 4/7 | Кол-во символов: 90
Источник: https://turk-in.ru/stambul/otdih-s/muzei-s/mozaiki.html

Мои впечатления от музея мозаик

Как я уже сказал, некогда эти мозаики украшали пол перистиля дворца. По мнению археологов, его  построили во времена правления императора Юстиниана. С этим именем связаны не только реформы и завоевания. Именно при Юстиниане произошла первая зарегистрированная мировая эпидемия чумы. Поэтому чаще ее принято называть Юстинианова чума. Страшная пандемия унесла жизни более 100 миллионов человек. В Константинополе от чумы погибла едва ли не половина населения. Но вернемся к нашим баранам мозаикам.

Музей Мозаик работает на тот самом месте, где много веков назад располагался перистиль дворца. В целях сохранения мозаик здесь действует система вентиляции и кондиционирования, настроенная особым образом.

Чьи руки создали мозаики, которые чудом сохранились до наших дней, установить не удалось. Но то, что это были руки мастеров высочайшего класса, факт неопровержимый. Для этого достаточно взглянуть на них. Мозаики сложены из 5-миллиметровых кубиков, а на одном квадратном метре такого пола насчитали 40 тысяч разноцветных кубиков (!).

Перед посетителем музея предстают искусно выполненные сцены из повседневной жизни. Среди них охота, игра детей и т.д., а также различные животные и мифические существа. Мозаики выполнены с таким величайшим искусством, что кажется еще миг и каждое изображение заживет своей жизнью.

Естественно, до нас сохранился не весь мозаичный пол, а лишь небольшие и разрозненные куски. Самое крупное панно, которое удалось раскопать, достигает шести метров. Изображения на части плит повреждены или стерты, но и так поражают воображение.

Интересен тот факт, что вся эта красота лежит на полуметровом изоляционном слое. Древние мастера сделали его из тысяч разбитых глиняных амфор. По технологии перед заливкой цемента требовалось наличие дренажного слоя. Его сделали из разбитых кувшинов, в которых торговцы привозили в Константинополь вино и масло. Затем дренаж засыпали грунтом и заливали цементом. В этот раствор выкладывались стеклянные и керамические кубики. А мы спустя полтора тысячелетия можем лицезреть это великолепие. Здорово, правда?

Всегда ваш, Даниил Привольнов.

Drimsim — универсальная симка для путешественников. Работает в 197 странах! Заказать доставку на дом.

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru. Много отелей дешевле, чем на Booking

Канал сайта в Телеграм. Присоединяйся! А тут я выкладываю красивые фоточки

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2426
Источник: https://tripandme.ru/mini-kubiki-s-polutoratysyachnoj-istoriej-ili-idem-v-muzej-mozaik.html

Видео — обзор


Помимо всего прочего предлагаем вам посмотреть видео — репортаж и возможно он окончательно убедит вас посетить данное заведение.

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 143
Источник: https://turk-in.ru/stambul/otdih-s/muzei-s/mozaiki.html
Кол-во блоков: 15 | Общее кол-во символов: 23514
Количество использованных доноров: 7
Информация по каждому донору:

  1. https://moystambul.ru/muzej-mozaik-v-stambule-i-bolshoj-dvorets-konstantinopolya/: использовано 1 блоков из 4, кол-во символов 5227 (22%)
  2. https://art-links.livejournal.com/2456614.html: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 6739 (29%)
  3. https://tripandme.ru/mini-kubiki-s-polutoratysyachnoj-istoriej-ili-idem-v-muzej-mozaik.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 6053 (26%)
  4. https://turk-in.ru/stambul/otdih-s/muzei-s/mozaiki.html: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 1858 (8%)
  5. https://www.tourister.ru/world/asia/turkey/city/istanbul/museum/23711: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1641 (7%)
  6. https://marsada.tourister.ru/photoalbum/15996: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 645 (3%)
  7. https://tonkosti.ru/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BA: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 1351 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *