Памятник Холокосту и возрождению — описываем со всех сторон

В эти дни в России продолжаются мероприятия «Недели памяти», приуроченной к Международному Дню памяти жертв Холокоста (27 января) и годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти «Аушвиц» (Освенцим). МОСЛЕНТА узнала у президента Российского еврейского конгресса (РЕК) Юрия Каннера, как в наши дни ведется работа по установке памятников жертвам Холокоста и почему в России только сейчас происходит осмысление геноцида евреев в годы Второй мировой войны.

Юрий Каннер, президент Российского еврейского конгресса

Блок: 1/10 | Кол-во символов: 514
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

История создания

Идеи и планы по созданию этого мемориального комплекса появились ещё в 1988 году. Сама идея возведения мемориала принадлежит берлинской публицистке Лее Рош, которая организовала в 1989 году специальный фонд строительства «Памятника убитым евреям Европы». Проект получил поддержку ряда известных лиц, включая бывшего канцлера ФРГ Вилли Брандта.

Мемориал построен по проекту деконструктивиста Питера Айзенмана.

Строительство началось 30 октября 2001 года. Мемориал был открыт в 2005 году.

Мемориал расположен в центре Берлина между Бранденбургскими воротами и элементами бункера бывшего руководства нацистской Германии. Представляет собой огромное поле из более чем 2 700 серых плит.

За год с момента открытия мемориал посетили около 3,5 миллионов человек.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 774
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

Памятники со звездой Давида

По всей стране мы сейчас ставим памятники уничтоженным евреям, на которых выбиты имена и фамилии погибших. Где-то написано «евреям», где-то — нет, в некоторых случаях на обелиске или ограде стоит магендовид (звезда Давида — ред.). За прошедший год в рамках нашего проекта «Вернуть достоинство» мы открыли 15 памятников, а в дальнейшем планируем устанавливать по 20-30 монументов в год, потому что все время находятся новые места. Сейчас, например, много работы в Крыму.

Для установки каждого памятника мы проделываем огромную работу, ведь решения об установке монументов принимают местные советы, и чтобы запустить этот процесс, нужно составить максимально полный список захороненных, чьи имена подтверждаются на основе архивов, воспоминаний, данных Яд ва-Шем (мемориальный комплекс катастрофы и героизма еврейского народа в Иерусалиме — ред.) или архива Холокоста. Это серьезная большая работа, это не просто камень положить.

Вспоминая, что уже удалось сделать, я не думаю, что мы совершили какие-то подвиги. Двери-то были открыты, оказывается, просто надо было сформировать план действий и трудиться. И сейчас перед нами большой объем работы, которую надо сделать качественно.

Памятник жертвам Холокоста в Арзгире.

Фото: предоставлено пресс-службой РЕК

Я очень благодарен всем тем, кто содействует нашей поисковой деятельности, открытию памятников. И я обращался к патриарху Кириллу, и он меня понял и написал письмо в поддержку проекта, которое очень помогло мне в работе. И весь мир это увидел и отметил: впервые патриарх Русской православной церкви увидел эту проблему и поддержал нашу работу. Это же огромная проблема: мы ищем кости, места расстрелов и захоронений, без содействия на местном уровне это делать сложно.

У нашей работы есть материальная часть: мы должны определить места, где лежат останки, привести их в порядок в соответствии с российским законодательством и еврейской традицией, которые не противоречат друг другу: отгородить место, найти имена, выбить их на памятнике и обеспечить его сохранность. А гуманитарная часть заключается в том, что память о массовом уничтожении сограждан-евреев и об их спасении, освобождении Красной армией лагеря смерти «Аушвиц», символа Холокоста, должно стать частью общероссийской идентичности.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 2273
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Эмоциональное воздействие

Психолог Коллин Эллард, отмечает особенность воздействия архитектуры комплекса на посетителя. Проходы между плитами сделаны слишком узкими для того, чтобы идти по ним вдвоем было неудобно, оставшись же в одиночестве, посетитель начинает переживать сложную гамму чувств:

Ощущение потерянности среди серых плит, за которыми не видно окружающего мира, вынужденная разлука с близким человеком и чувство незащищенности, возникавшее на пересечении сквозных коридоров, — поднимало в душе волны страха, тревоги, тоски и одиночества. Так архитектору Питеру Айзенману удалось создать сооружение, наполненное множеством коротких, но мощных отголосков чувств, которые пришлось испытать евреям во время Второй мировой войны.

Эллард указывает, что психологический эффект комплекса достигается архитектурными средствами:

эффект достигается через телесное воздействие на посетителя. Вы должны стать частью инсталляции, пройти через нее, потеряться в ней — только тогда чужой ужас и чужое горе становятся ощутимыми и ошеломляющими.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1051
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

Воины и узники

200 000 солдат-евреев погибло в составе Красной армии во время Второй мировой войны, и они не считаются жертвами Холокоста, потому что сражались с оружием в руках. Мы чтим их память и преклоняемся перед ними 9 мая, в День Победы. И мы, Российский еврейский конгресс, были генеральным спонсором строительства памятника Красной армии в Нетании. На открытие приезжал Владимир Путин, произнес прекрасную речь.

27 января — в Международный День памяти жертв Холокоста — мы вспоминаем о казненных беззащитных людях, убитых только по национальному признаку. И я считаю, что в этот день стоит вспоминать и говорить не только о евреях, для меня жертвы Холокоста олицетворяют всех погибших в войну мирных жителей, о которых нечасто вспоминают. А ведь погибли миллионы, масштаб жертв среди мирного населения сопоставим с количеством погибших солдат. Ведь оккупационные режимы во Франции, Голландии и Польше, например, были совершенно разными, а на территории Советского Союза он был жесточайшим, такого не было больше нигде в Европе. И погибли миллионы мирных жителей: среди них и расстрелянные заложники, и умершие от голода, причин смерти было множество. Это все до сих пор мало описано, не понято, не прожито. Так что проблема огромная. Для ее освещения мы делаем, что можем, и призываем тех, кто нас слышит: становитесь рядом, включайтесь в эту работу.

Церемония зажжения свечей, посвященная Международному дню памяти жертв Холокоста, в Еврейском музее и центре толерантности.

Владимир Вяткин / РИА Новости

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1512
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Краков, Польша

Краковское гетто

Памятник жертвам гетто в Кракове был открыт в 2005 году. Инсталляцию составляют 33 железных стула высотой почти полтора метра на территории бывшего гетто и 37 стульев пониже высотой — их установили по периметру этой площади и на трамвайных остановках. Любой из ожидающих автобус может сесть на этот стул — точно так же, как любой в то жуткое время мог стать жертвой нацистов. Каждый стул — это память о погибших евреях из краковского гетто.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 470
Источник: https://big5.ru/holokost/

Холокост начался с погромов

Многие считают, что Холокост начался 22 июня 1941 года, и я поддерживаю эту точку зрения. Масштабное уничтожение евреев началось с погромов, которые устраивало местное население: во Львове, в Литве, самый известный — в Едвабне (в 1941 году эта деревня относилась к Белостокской области Белорусской ССР, теперь это территория Польши — ред.), где поляки без команды от немцев и какой-либо помощи с их стороны уничтожили своих соседей евреев. Все эти погромы ускорили принятие немцами решение о начале массового уничтожения евреев.

Это очень болезненная история: сейчас в Литве отважная писательница Рута Ванагайте подверглась резкой обструкции за освещение этой темы в книге «Наши». И лауреата Нобелевской премии белорусскую писательницу Светлану Алексиевич постоянно критикуют за то, что она описала эти события. Сейчас это огромная проблема: как быть с фактами о тех погромах, как о них говорить.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 922
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Литература

  • Daniel Baranowski u. a.; Stiftung Denkmal für die Ermordeten Juden Europas (Hrsg.): Denkmal für die ermordeten Juden Europas. Ort der Information, mit einem Überblick zu Gedenkzeichen und historischen Informationen in der näheren Umgebung. In: DKV-Edition, Deutscher Kunstverlag DKV, Berlin / München 2010, ISBN 978-3-422-02235-5 (englisch unter dem Titel: Memorial to the murdered Jews of Europe. ISBN 978-3-422-02236-2).
  • Ute Heimrod (Hrsg.): Der Denkmalstreit — das Denkmal? Die Debatte um das «Denkmal für die ermordeten Juden Europas». Eine Dokumentation. Philo Verlagsgesellschaft, Philio, Berlin / Wien 1999. ISBN 3-8257-0099-2, (1300 Seiten starke Sammlung von öffentlichen Diskussionsbeiträgen auf dem Weg zum Denkmal, inkl. einer Dokumentation der Wettbewerbsentwürfe.)
  • Jan-Holger Kirsch: Nationaler Mythos oder historische Trauer? Der Streit um ein zentrales «Holocaust-Mahnmal» für die Berliner Republik. In: Beiträge zur Geschichtskultur Band 25, Böhlau, Wien / Köln / Graz 2003, ISBN 3-412-14002-3
  • Claus Leggewie, Erik Meyer: Ein Ort, an den man gerne geht. Das Holocaust-Mahnmal und die deutsche Geschichtspolitik nach 1989. Hanser, München / Wien 2005. ISBN 3-446-20586-1.
  • Hans-Ernst Mittig: Gegen das Holocaustdenkmal der Berliner Republik. Kramer, Berlin 2005, ISBN 3-87956-302-0.
  • Lea Rosh, Eberhard Jäckel: Die Juden, das sind doch die anderen. Der Streit um ein deutsches Denkmal. Philo, Berlin / Wien 1999, ISBN 3-8257-0127-1.
  • Christian Saehrendt: Information beeindruckt mehr als Kunst. Eine Umfrage unter Schülern nach deren Besuch des Holocaustmahnmals. In: Frankfurter Allgemeine Zeitung, FAZ, Frankfurt am Main 23. Januar 2007.
  • Joachim Schlör, Jürgen Hohmuth (Fotos), Paul Aston (Übersetzer): Denkmal für die ermordeten Juden Europas / Memorial to the murdered Jews in Europe. 2. Auflage Prestel, München / Berlin / London / New York, NY 2008 (Erstausgabe 2005), ISBN 978-3-7913-4028-9 (deutsch und englisch).
  • Hans-Georg Stavginski: Das Holocaust-Denkmal. Der Streit um das «Denkmal für die ermordeten Juden Europas» in Berlin (1988—1999). Schöningh, Paderborn / München / Wien / Zürich 2002. ISBN 3-506-78635-0 (Zugleich Dissertation an der Freien Universität Berlin 2001).
  • Holger Thünemann: Holocaust-Rezeption und Geschichtskultur. Zentrale Holocaust-Denkmäler in der Kontroverse. Ein deutsch-österreichischer Vergleich. In: Schriften zur Geschichtsdidaktik, Band 17, Schulz-Kirchner, Idstein 2005, ISBN 3-8248-0381-X (Zugleich Dissertation an der Universität Münster (Westfalen) 2004/2005).
  • Karen E. Till: The New Berlin. Memory, Politics, Place. University of Minnesota Press, Minneapolis, MN 2005. ISBN 978-0-8166-4011-9.
Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2663
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

На территории СССР все выглядело иначе

На территории Советского Союза Холокост выглядел особым образом. В Европе повсюду имели место депортации в лагеря смерти, находившиеся в Польше, где были убиты 2 700 000 евреев. На территории Германии погибло всего порядка 165 000 евреев, там вообще лагерей смерти не было. А на просторах СССР все выглядело иначе, здесь проходили массовые расстрелы, казни у рвов, ям, как у знаменитой Змиевской балки в Ростове. И мы сейчас ставим памятники в таких местах, там, где лежат кости: в Ставропольском крае, в Калмыкии, в Брянской, Смоленской, Тверской областях.

Из 6 миллионов евреев, погибших за время Холокоста, около 3 миллионов были гражданами Советского Союза. Много жертв было в Молдавии, на юге Украины. А единственное место, где уничтожили всех проживавших там евреев, — это Эстония. Даже в Германии такого поголовного истребления не было.

Расстрел евреев в Ивангороде в 1942 году.

Wikimedia Commons

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 942
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Мемориал памяти убитых евреев Европы в Берлине
  • Stiftung Denkmal für die ermordeten Juden Europas
  • Förderkreis Stiftung Denkmal für die ermordeten Juden Europas
  • Denkmal für die ermordeten Juden Europas
  • Telepolis zur Eröffnung des Holocaust-Mahnmals
  • Virtueller Besuch des Denkmals
  • Protokoll der Debatte im Deutschen Bundestag (PDF; 1,27 MB)
  • s0017982 на сайте Structurae
Блок: 6/6 | Кол-во символов: 412
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0

Палачи и праведники

Так же, как и в Европе, на оккупированных территориях СССР были праведники, казненные за то, что прятали евреев. Так было везде. Больше всего праведников было в Польше. И среди тех, кто евреев спасал, были люди очень разные: мы сейчас делаем проект в Мемориальной синагоге РЕК на Поклонной горе о праведниках, тех, кто спасал евреев. И, например, кто-то это делал, исходя из материальных интересов, например, датчане перевезли евреев через пролив в Швецию, когда прошла информация о том, что немцы будут их депортировать. Датские рыбаки в основном перевозили за деньги, и многие евреи продолжали рассчитываться с ними и много лет после войны. И я читал о том, что были случаи, когда даже антисемитски настроенные поляки спасали евреев из религиозных соображений, потому что ксендз на проповеди сказал так поступать. Это очень неоднозначная история, судьбы очень разные. Надо понимать, что для спасения одного еврея обычно было задействовано десять человек, и часто на одном из этапов эта система давала сбой.

Нельзя сказать, что поляки, французы вели себя по отношению к евреям хуже, чем белорусы или русские. Везде были и палачи, и праведники, это все отдельные примеры поведения, которые нельзя распространять на весь народ.

Ян Карский, участник польского движения Сопротивления, Праведник мира.

public domaine

Коллаборационизм в годы Великой Отечественной — еще одна сложная проблема, заслуживающая отдельного изучения. Да, есть выразительные примеры. В частности, в России именно благодаря тому, что уровень поддержки нацистов населением был ниже, чем в других местах, уцелели евреи Калуги. Там было первое гетто, освобожденное в результате наступления Красной армии под Москвой в декабре 1941 года. Такие гетто были в Тверской области: там немцы отдавали приказы об уничтожении евреев, но местная полиция и коллаборационисты не решились их осуществить, и евреи выжили. Два больших гетто горских евреев — около 4000 человек — пережили оккупацию в Нальчике именно потому, что кабардинцы, балкарцы их не выдали.

А, например, во Франции евреев вылавливали полицейские, которые до войны служили государству, во время войны — немцам, а после войны опять французскому государству. И получали потом от него пенсию за свои труды. И при этом Франция является страной — победительницей фашизма.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 2305
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Рига, Латвия

Холокост в Латвии

Мемориал «Лес» в Риге был возведен по проекту архитектора Сергея Рыжа в 2002 году.  Мемориал сделан из камней и толстой металлической проволоки на площадке в форме звезды Давида.  На камнях выбиты имена тех, кто был здесь расстрелян.

В 1941 – 1944 годах в Бикерниекском лесу нацисты и их добровольные пособники из числа латышских полицейских, уничтожили примерно 46 500 евреев из Латвии, Германии, Австрии, Чехии, а также политических заключённых и советских военнопленных.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 501
Источник: https://big5.ru/holokost/

Российские особенности

У России совершенно особый путь осмысления опыта геноцида еврейского народа в годы Великой Отечественной. Во-первых, потому что именно Красная армия положила этому конец, освободив «Аушвиц» 27 января 1945 года. И в 2005 году эта дата выбрана ООН для проведения Дня памяти жертв Холокоста, который теперь проходит по всему миру.

А во-вторых, возможность официально изучать вопросы, связанные с Холокостом, и ставить памятники его жертвам на государственном уровне открылась в России гораздо позже, чем в других государствах. Поэтому осознание масштаба жертв, отношение к Холокосту на уровне общественного мнения у нас формируются только сейчас.

Освобождение советскими войсками узников немецко-фашистского концлагеря «Аушвиц-Биркенау». 27 января 1945 год.

Борис Игнатович / РИА Новости

Кроме того, не захоронены до сих пор не только расстрелянные евреи, но и погибшие солдаты. Например, дед моей жены погиб в боях под Москвой в начале весны 1942 года. И до сих пор он не захоронен, и о нем нет никаких сведений. И десятки тысяч таких историй по всей стране. И почему поиском останков бойцов и их захоронением сейчас занимаются добровольцы-поисковики, а не армия, которая призвала погибших на службу? Вот в чем вопрос.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 1236
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Одесса, Украина

Холокост в Одессе

По официальным данным за годы нацистской оккупации в Одесской области было уничтожено более 272 000 евреев. Сразу за мемориалом начинается Аллея праведников мира, а на другом ее конце расположен памятный знак — он стоит в том месте, откуда начиналась депортация евреев в концлагеря, разбросанные по Восточной Европе.

Бронзовая скульптурная композиция — пять тощих мужчин и ребенок — была сделана по проекту Зураба Церетели и открылась 9 мая 2004 года.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 482
Источник: https://big5.ru/holokost/

Две памятные даты

Еще отмечу, что хотя Россия и выступила в ООН одним из инициаторов объявления 27 января Международным Днем памяти Холокоста, в нашей стране этот день законодательно не установлен как памятная дата. Потому что 27 января еще с советских времен отмечается День снятия блокады Ленинграда. Я поднимал этот вопрос, когда в этом году встречался с президентом России Владимиром Путиным. Сказал, что понимаю, по какой причине сейчас все обстоит именно так, и поинтересовался, есть ли все же способы День памяти жертв Холокоста сделать памятной датой в России. Владимир Владимирович ответил: ничто и сейчас не мешает отмечать этот день даже несмотря на то, что официально он не является памятной датой.

При этом, например, мы получаем государственную поддержку в проведении мероприятий. В этом году главное событие «Недели памяти» мы проводили 26 января не потому, что 27-е – День снятия блокады Ленинграда. Согласно еврейской традиции мы не должны организовывать такого рода мероприятия после наступления шаббата (наступает в пятницу с заходом солнца, в январе — около 17:00, — ред.) по двум причинам. Во-первых, в субботу нельзя проводить траурные мероприятия, а во-вторых, соблюдающим евреям в этот день ездить нельзя на транспорте, на лифтах. В другие годы основную церемонию «Недели памяти» мы проводили 27-го в Москве, а главные мероприятия, посвященные снятию блокады, проходят в Петербурге, и по сути они друг другу не противоречат.

Блок: 8/10 | Кол-во символов: 1446
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Сан-Франциско, США

Памятник «Холокост» работы скульптора Джорджа Сегала был открыт в 1989 году в парке А. Линкольна у Музея почетного легиона. Памятник представляет собой 10 лежащих бронзовых фигур размером с человеческий рост, и 1 стоящую фигуру человека за колючей проволокой. Монумент ясно говорит о том, что лишь одному человеку из десяти удалось выжить в концлагерях смерти.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 378
Источник: https://big5.ru/holokost/

Ответственность евреев

Уже после Второй мировой войны было два крупнейших геноцида, сопоставимых с Холокостом: Камбоджа при Пол Поте (по разным оценкам с 1975 по 1979 год там погибли от 1,7 до 3 миллионов человек — ред.) и Руанда, геноцид против тутси летом 1994 года (по разным оценкам от 0,5 до 1 миллиона человек — ред.). Но люди сегодня мало об этом знают, не всякий и слышал о тех событиях.

И в такой ситуации в чем заключается ответственность евреев? Дело в том, что у нас, у еврейского народа, неплохо сформирован коммуникационный ресурс и мы в состоянии рассказать о своей трагедии. Да, были трагедии у камбоджийцев и тутси, но у них нет Спилберга. Нет своего Константина Фама, который сейчас снял потрясающий фильм «Свидетели». Нет людей, которые смогли рассказать об этой трагедии, создав музей уровня Яд ва-Шем, программу по изучению Холокоста, в которой занято множество ученых всех национальностей. В этом наша ответственность: раз мы можем, мы должны, обязаны это делать.

Тела убитых во время армянского геноцида. 1915 год.

Wikimedia Commons

Например, Российский еврейский конгресс в этом году выпустил учебное пособие, рассказывающее факты о крупнейших геноцидах в истории человечества — начиная с трагедии армян, заканчивая нашими днями, Бесланом. И мы согласовали это издание с Министерством образования, оно рекомендовано для средних и высших учебных заведений России. У меня, например, есть благодарность президента Армении за эту работу. Мы проводим в России конференции, посвященные геноциду, куда приглашаем и турок, и армян. Обсуждаем, как перейти от продолжающегося противостояния этих народов к научному изучению вопроса, как информацию о геноциде армян включить в образовательные программы.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1711
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Иерусалим, Израиль

Яд ва-Шем — это музей Холокоста, в котором собраны уникальные артефакты того страшного времени. Там также находится несколько мемориалов в память об убитых нацистами евреях. Среди скульптурных композиций комплекса — дерево из фигур людей, забор из колючей проволоки в виде человеческих скелетов, и многие другие.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 330
Источник: https://big5.ru/holokost/

Противодействие ксенофобии

1-2 ноября мы провели Первую Московскую международную конференцию по противодействию антисемитизму «Защитим будущее», которая прошла при организационной и финансовой поддержке правительства Москвы.

Там было множество разных секций, в том числе проходил круглый стол, посвященный спорту, где обсуждался предстоящий чемпионат мира по футболу, который пройдет в Москве. Пришли известные футболисты, бывшие и действующие профессионалы. И через месяц, в начале декабря со мной связываются общие знакомые и приходят футболисты, в частности, тогда еще капитан сборной России Роман Широков. И говорят, что им понравилось, как мы сделали конференцию, и предлагают вместе сделать проект, посвященный противодействию ксенофобии в спорте. Мы посоветовались с федеральным агентством по делам национальностей и приняли решение, что да, мы включаемся в эту работу.

Люди гораздо серьезнее, чем о них можно подумать. Вот конкретный пример: спортсмены показывают, что очень глубоко мыслят и понимают, в каком направлении должно развиваться общество.

Думаю, когда мы в следующий раз — уже меньше, чем через два года — будем проводить следующую конференцию, мы расширим ее тему: будем говорить не только об уровне антисемитизма, который в России, кстати, резко снижается, но и о ксенофобии в целом. Чтобы понять, что с этим делать и как нам жить дальше вместе. Во всяком случае, постараемся приложить все усилия, чтобы наше общество было здоровее, чем сегодня.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1464
Источник: https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm

Мемориал погибшим цыганам

Мемориал жертвам Холокоста огромный и внушительный. Но, ведь не только евреи стали «неполноценной расой» и подверглись массовый убийствам.

По данным, это число превышает полмиллиона человек.

Вблизи здания Рейхстага находится небольшой, но очень трогательный мемориал цыганам, которые погибли в этот же период — Memorial to the Sinti and Roma Victims of National Socialism.

Мемориал погибшим цыганам

Выглядит памятник погибшим цыганам так: круглый бассейн с треугольным постаментом в середине.

На него каждый день кладутся живые цветы.

По краю бассейна выложены строки из Сантино Спинелли, цыганского писателя.

Рядом находится несколько информационных стендов.

Друзья, спасибо что читаете нас. Мы уже запланировали новые увлекательнее путешествия, которыми обязательно поделимся с вами. Подписывайтесь на обновления, получайте новые статьи прямо на почту. До новых встреч!

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 898
Источник: https://traveltu.ru/germany/berlin/memorial-zhertvam-holokosta-v-berline.html
Кол-во блоков: 38 | Общее кол-во символов: 32102
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB_%D0%B6%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D0%BC_%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 4900 (15%)
  2. https://big5.ru/holokost/: использовано 9 блоков из 10, кол-во символов 5534 (17%)
  3. https://traveltu.ru/germany/berlin/memorial-zhertvam-holokosta-v-berline.html: использовано 9 блоков из 11, кол-во символов 6897 (21%)
  4. https://www.msmap.ru/monuments/2669: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 446 (1%)
  5. https://moslenta.ru/istoriya/yurijkanner.htm: использовано 10 блоков из 10, кол-во символов 14325 (45%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий