Церковь Богоявления в Ярославле, построенная в конце семнадцатого века, была последней в ряду прославленных шедевров архитектуры и монументальной живописи «золотого века» Ярославля.
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html
Содержание
История храма
Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.
К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.
Богоявленский храм с ночной подсветкой
А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.
В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.
Храм в 19 столетии
Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.
В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.
Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д. В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.
Богоявленская церковь. Фрагмент
Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/
Архитектура церкви
Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.
Этот бессточный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.
Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки девятнадцатого века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.
В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.
Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма. Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо. Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.
Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.
Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.
Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов. Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа. Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.
Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце семнадцатого века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html
Стенные росписи
Точная дата создания росписи неизвестна. Надпись в алтаре около горнего места сообщает лишь дату освящения храма митрополитом Ростовским Иоасафом — 2 июля 1693. По-видимому, в 1693 роспись была завершена, а начата в 1692.
Авторство богоявленской росписи не установлено. Стилистическая неоднородность композиционно-образного и цветового строя росписи указывает на участие в ее выполнении представителей двух разных художественных артелей. В 1800-е нижний ярус стенописей и подзор были поновлены в клеевой технике Семеном Степановым Завязошниковым. В 1860-е была поновлена живопись в алтаре, в 1950-е красочный слой во всем храме был укреплен и промыт В. Брюсовой и А. Рогозиным.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)
Архитектурные особенности храма
Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной. Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.
Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века
Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.
На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.
Главки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма
Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня. Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.
Вид на Богоявленский храм со стороны Колокольни
Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.
Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.
Изразцовое богатство Богоявленской церкви
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/
Фотографии
-
Внешний вид
-
Ночная подсветка
-
Внутреннее убранство придела
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)
Это интересно: Богоявленская площадь Ярославля: разбираем досконально
Храм в наши дни
В настоящее время храм полностью восстановлен и работает в своем режиме. Имеет свой сайт и библиотеку. Из первого источника можно узнать последние новости и расписание служб.
Источник: https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html
Современное состояние храма и режим посещения
К храму – настоящей жемчужине «Золотого кольца» России приезжает много паломников и туристов. Богоявленская церковь – действующий православный храм. Богослужения проходят в нем в 8.00 и 17.00, а по воскресным и праздничным дням – в 9.00 и 17.00. Престольные праздники отмечают 19 января и 16 июля. Одновременно храм является филиалом ярославского музея заповедника и открыт для посетителей с 9.00 до 16.00 во все дни недели, кроме понедельника и вторника. В церкви есть три престола, главный из которых посвящен Крещению Господню (или Богоявлению).
Фрагмент восточного фасада церкви
Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle
Литература
- Первухин Н. Церковь Богоявления в Ярославле. — Ярославль: 1916.
- Блажевская С. Е. Церковь Богоявления в Ярославле., М.: Северный паломник, 2002
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:
- https://mir-tourista.ru/statyi/ekskursionnyj-turizm/dostoprimechatelnosti/bogoyavlenskaya-tserkov.html: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 3320 (24%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C): использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 959 (7%)
- https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/tserkov-bogoyavleniya-gospodnya/: использовано 3 блоков из 5, кол-во символов 8700 (64%)
- https://putidorogi-nn.ru/evropa/726-tserkov-bogoyavleniya-v-yaroslavle: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 630 (5%)