Буддистский монастырь и храм (видео)

Здравствуйте, уважаемые читатели! В этот раз поговорим о буддийских культовых заведениях разных направлений. Каковы же особенности буддийских храмов?

Пропитанные историей, интригующие, с впечатляющими архитектурными изысками и резными рельефами, многие храмы – это настоящие чудеса для исследования.

Обычно умиротворённое и безмолвное, блуждание по  территории храма, погрузившись в свои собственные мысли – это незабываемый опыт, вне зависимости от религиозных предпочтений.


Правила поведения

Что означают названия

Внешнее и внутреннее устройство

Заключение

Блок: 1/5 | Кол-во символов: 564
Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov

История

Первые буддийские монастыри (монг. Бурханы шашны хийд) монголов, джунгаров и бурят представляли собой комплексы соответствующим образом обустроенных юрт, кочевавших вместе с родами их владельцев-лам или ставками феодалов.

Первый стационарный монастырь в северной Монголии (Халхе), — Эрдэни-Дзу, — был построен Тушэту-ханом Абатаем в 1585 году. Со времени Дзанабадзара, первого монгольского Богдо-гэгэна, в Халхе началось массовое строительство новых монастырей. Монастыри основывались и содержались всеми слоями общества — от общеимперской администрации и халхаских ханов до мелкой знати и сомонных аратских сообществ.

К моменту социалистической революции 1921 года в Монголии насчитывалось свыше тысячи крупных и мелких монастырей и храмов. В период религиозных репрессий Чойбалсана большая часть их была разрушена и заброшена; имущество конфисковано. К настоящему времени монгольским буддистам возвращена часть уцелевших монастырей и храмов. К 1997 году в стране насчитывалось более 160 храмов и монастырей, включая заново построенные.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1046
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Правила поведения

Азиатские буддийские храмы живут в двух реальностях: они являются священным местом поклонения и туристической достопримечательностью. Во время путешествия туристы посещают, как минимум, один, а то и несколько храмов.

Путешествующие подчас допускают характерные бестактности по отношению к послушникам и их святыням: приходят с оголёнными ногами и плечами, хвастаются тату с Буддой, взбираются в обуви на пагоды и т. д.

Но тех из них, кто следует простым, легко запоминаемым правилам, приветливо встречают в святилищах. Нужно лишь проявлять уважение:

  • Выключить мобильный телефон
  • Вытащить из ушей наушники
  • Говорить тише
  • Избегать ненужных разговоров
  • Снимать головной убор и обувь
  • Не курить
  • Не употреблять жевательную резинку

Ведь они ступают на действительно священную территорию, куда местные приходят пообщаться с божественным. Любой намёк на неуважение может причинить им глубокую обиду.

Обувь следует всегда снимать и оставлять снаружи главной территории поклонения. Где это сделать, подскажет сложенная обувь других посетителей. В некоторых буддийских странах это закон, за несоблюдение которого могут арестовать.

Плечи должны быть прикрыты, брюки – быть длинными. В некоторых храмах на входе предложат за небольшую плату саронг или другую накидку, если служитель посчитает одежду недостаточно закрытой.

В других местах проявляют бо̒льшую снисходительность. Но скромность в любом случае оценят.

Внутри никогда не следует касаться, сидеть рядом, взбираться на статую Будды или возвышение. Нужно получить разрешение фотографировать и никогда этого не делать во время поклонения.

Выходя, нужно пятиться лицом к Будде и лишь затем повернуться к нему спиной.

Крайней грубостью считается показывать пальцем на убранство помещения или людей. Указывать на что-то можно правой рукой ладонью вверх.

Сидя, не следует протягивать ноги в направлении людей или будд. Если в это время войдёт монах, нужно встать, чтобы выразить уважение, и подождать, пока он закончит простирания, и тогда только снова сесть.

Монахи – это дружелюбнейшие люди. Когда вы видите их подметающими у входа, знайте, что они больше беспокоятся, чтобы кто-то из входящих не наступил случайно на насекомое, чем о чистоте.

Они не едят после полудня. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы не есть в их присутствии. Если монах сидит, нужно тоже присесть, прежде чем начать разговор, чтобы не быть его выше. Давать ему и брать у него что-то можно только правой рукой.

Для женщин правила ещё суровее. В этих краях не принято, чтобы женщина касалась или вручала что-нибудь послушнику. Даже случайное касание рясы приведёт к тому, что ему нужно будет поститься и выполнять очищающий ритуал.

Если нужно сделать пожертвование, деньги передаются мужчине. Только он может отдать их члену монашеской общины.

И напоследок несколько советов, которые покажут, что вы изучали обычаи буддистов перед визитом сюда:

  • Подходя к алтарю, ступайте сначала левой ногой, а отходя — правой.
  • Традиционное приветствие – сложить руки в молитвенном жесте перед грудью и слегка поклониться. Чтобы выразить глубокое уважение членам общины, руки поднимают выше, на уровне лба.
  • Почти возле каждого храма есть металлический ящик для пожертвований. Они поддерживают работу святилища, особенно малобюджетного. После визита жертвуйте сюда около доллара.
Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3262
Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov

Как называется буддийский храм

Храм Будды может иметь разные названия: дацан, или, непосредственно название самого храма, сочетающееся со словами дзи, дэра, тэра, гаран.

В том случае, если храм называют по местности или в честь основателей, то в названии присутствует тэра или дэра. Например, Асука-дэра так называется в связи с тем, что храм расположен на равнине Асука. А Татибана-дэра является храмом рода Татибана.

Если же в названии строения используется величание учителя или имя почитаемого божества, то используется дзи. Например: Якусидзи – храм Бхайшаджьягуру или будды-целителя Якуси.

Дополнительное название гаран применяют для обозначения древних храмов. С санскритского «сангхарама» – «общинное жилище».

Если в сооружении для проведения обрядов нет всего, что необходимо для такого помещения, то такое здание называется молельней.

Храм буддизма штата Махараштра

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 875
Источник: https://indiada.ru/religia/buddiyskie-khramy-monastyri.html

Архитектура буддийских храмов и монастырей

Что означает быть буддистом? Если объяснить с точки зрения этого религиозного учения, то быть буддистом – это искать прибежища у «Трех Сокровищ». «Три сокровища» – это Будда, его учение и община, образовавшаяся вокруг этого учения. Строение спроектировано таким образом, чтобы воплощать все «Три Сокровища». Они представлены все в одном месте, но при этом разделены на части, каждая из которых несет свою смысловую и религиозную нагрузку.

Храм Махабодхи

Буддийский храм – это священная комплексная постройка, представляющая религиозную ценность, место паломничества, поклонения и обитания буддийских монахов. Он должен быть защищен от внешних воздействий, беспокоящих это святое место – посторонние звуки, зрелища, запахи и другие влияния. Территория закрыта со всех сторон, а при входе расположены мощные ворота.

В «золотом зале» (кондо) помещаются любые изображения будды (Будда Шакьямуни, сострадательный Амитабха и др.) – вышитые, рисованные, в виде скульптур. В том же помещении могут находиться любые изображения разных почитаемых существ, бодхисаттв.

Пагода – это постройка, предназначенная для хранения останков тела (земного) Будды Шакьямуни. Практически каждый буддистский храм имеет свое предание о том, как останки попали в него. Зачастую пагода состоит из трех или пяти ярусов, а в центре размещен главный столб. Под ним или на самой его верхушке и хранятся останки Будды.

Помимо текстовых вариантов буддийского учения, хранящихся в виде свитков, религиозная информация и различные священные предания передаются из уст в уста. Кроме того, в «зале для чтений» (ко:до) регулярно проводятся чтения и толкования учения.

С VIII столетия появляются ками – места для почитания «родных богов». Их размещают как на территории храма, так и за ее пределами. Богов почитают как защитников храма.

В общину храма входят монахи, их ученики и миряне, временно поселившиеся в галереях.

Монастырь Таванг

Буддийские храмы в Индии имеют свои особенности оформления. Монументальные сооружения имеют большое количество арок, сводов, колонн, рельефов, посвященных Будде. При этом все эти неповторимые архитектурные элементы доведены до безупречности. В Индии чаще всего ступы встречаются в виде сферы на основании кубической формы. Их входы обычно представлены в виде каменных ворот, на которых красуются резные изображения. Также встречаются постройки с острыми высокими куполами с барельефами.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2427
Источник: https://indiada.ru/religia/buddiyskie-khramy-monastyri.html

Ват Арун, Таиланд

Расположенный на западной стороне реки Чапхрая, храмовый комплекс входит в число архитектурных жемчужин Сиама. Центральным зданием Храма Солнечного Восхода является 79-метровая пагода, искрящаяся на солнце разными цветами. Несмотря на свое название, Ват Арун лучше всего наблюдать в лучах заходящего солнца. Храм является архитектурным представлением горы Меру, считающейся центром Вселенной в буддийской космологии.

Смотрите также: 10 самых известных храмов Азии

Блок: 3/11 | Кол-во символов: 483
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Типология храмов

Морфология

Стандартные

Специализированные

Помимо этого набора, могут строиться храмы, посвящённые какому-либо отдельному будде, бодхисаттве или идаму, особым образом связанному с данным монастырём, напр. храм Майтреи в Иволгинском дацане и т. п.

Архитектура

Храм бодхисаттвы Авалокитешвары (Гандан)

Реконструкция храма Майтреи. Проект монаха Агваанхайдава, сер. XVIII века

В старинной архитектуре Монголии искусствоведом Н. Цултэмом различаются 3 основных стиля, а также смешанные стили:

Монгольский стиль

Юрты и шатры стали основой для развития традиционной монгольской архитектуры. Многие монастыри начинали как юрты-храмы. Когда нарастала необходимость в увеличении вместимости, монгольские зодчие использовали шести- и двенадцатиугольные структуры с коническими верхушками. Дальнейшее увеличение вместимости привело к квадратной планировке. Крыши выполнялись в форме, напоминающей шатры. Монастырь Даши-Чойлинг представляет собой ансамбль юртообразных строений.

Тибетский стиль

В тибетском стиле с строились самые ранние буддийские храмы в Монголии собственно монгольской постройки. Храмов с чисто тибетской архитектурой в Монголии сравнительно мало; уже в первом стационарном монастыре Эрдэни-Дзу лишь один храм — Лавран — не имеет следов китайского влияния. Для храмов тибетского стиля характерна прямоугольная планировка (вытянуты с запада на восток), белые стены, плоские крыши.

Китайский стиль

Китайский стиль был наиболее распространён в Халхе. Для храмов характерны двускатные черепичные крыши, богатое декорирование, одноэтажность. Прекрасным примером китайского стиля является архитектура храмов Амарбаясгаланта.

Смешанные стили

Смешанные стили свободно сочетали вышеупомянутые три. Комбинации могли быть тибето-монгольской, китайско-монгольской, тибето-китайской, или же сочетанием всех трёх. Так, величественный храм Авалокитешвары в Улан-Баторе сочетает тибетскую архитектуру в нижней половине с китайской традицией в верхней половине. Храм Майтреи сочетал тибетский стиль с юртообразным завершением.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 2052
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8

Внешнее и внутреннее устройство

Храм, как правило, является комплексной постройкой. Дацан наглухо отгораживается от внешнего мира прочным забором, с южной стороны которого располагаются ворота.

Они бывают внешние и внутренние, защищаемые изображениями или статуями животных, свирепых божеств и воинов, чтобы отогнать злых духов.

Постройки могут быть в несколько этажей со скошенными крышами. Их поддерживают тщательно украшенные карнизы с живописной росписью.

Внутри главного зала – кодо – вдоль стен есть особые устройства – молитвенные барабаны, которые непрерывно вращаются.

Туда можно положить свою молитву на листочке. Считается, что она будет прочитана столько раз, сколько оборотов совершит барабан. В храме перемещаются по часовой стрелке. В прямоугольном помещение алтарь находится напротив входа.

Центральное место на нём занимает Будда, окружённый дымящимися благовониями, зажжёнными свечами, образами других знаменитых будд, бодхисаттв и дэвов, подношениями. Как выглядит Учитель, зависит от течения, которому принадлежит храм.

На алтаре есть ящички, в которых хранятся старые священные описания. Для поклоняющихся и монахов в кодо тоже отведено пространство.

Танки на стенах изображают божества. Они выполнены в ярких тонах на шёлковой основе.

Центральный зал часто соединён с лекционным, где послушники собираются, чтобы изучать и декламировать сутры, слушать музыку для медитаций. В других зданиях комплекса располагаются библиотека, жилье членов общины, их столовая.

Структура дацана всегда отражает «три драгоценности» буддиста: Будду, закон и общину его учеников.

При входе нужно мысленно поздороваться с божествами и затем, подходя к интересующему образу, складывать руки в молитвенном жесте и кланяться по желанию столько раз, чтобы число поклонов было кратно трём.

При этом, поднося руки ко лбу, просить ясного разума, ко рту – совершенной речи, к груди – любви ко всему живому. Во время посещения нужно позитивно настроиться и усиленно желать избавления от страданий всем в этом нуждающимся.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 2001
Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov

Джокханг, Тибет

Говоря о буддизме, нельзя не вспомнить Тибет — страну, пронизанную духовной мудростью этого учения. Лхаса — центр не только Тибета, но и всего тибетского буддизма, привлекающий ежегодно тысячи паломников со всего мира. Храм был построен королем Сонгцэн Гампо в 7-м веке. Монголы, напавшие на Лхасу, разоряли его несколько раз, но оставили здание не тронутым. Сегодня храмовый комплекс занимает территорию более 25 000 кв. метров.

Смотрите также: 10 потрясающих буддийских монастырей

Блок: 5/11 | Кол-во символов: 500
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Заключение

Поклонение Будде стирает грани между мирянами и членами монашеской общины и является основой для единения всех буддистов и укрепления духовных связей между ними.

На этом мы прощаемся с вами. Если вы узнали что-то новое для себя – поделитесь этой статьей в социальных сетях.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 282
Источник: http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov

Храм Махабодхи, Индия

Храм Махабодхи (Великого Просвещения) представляет собой буддийскую ступу, расположенную в Бодхгае. В главном комплексе находится редчайшая святыня — дерево Бодхи, выросшее от того самого дерева, под которым Гаутама Будда достиг просветления. Считается, что храм был заложен через 250 лет после того, как Будда достиг просветления. Храм датируется 5-6 веками и восстановлен в 19 веке англичанами, действующими от имени Британского археологического сообщества.

Смотрите также: 10 самых красивых дворцов в мире

Блок: 8/11 | Кол-во символов: 532
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Храм Тодай дзи, Япония

«Великий восточный храм» в Нара — это один из самых необычных буддийских храмов Японии и самый крупный храм в мире, состоящий из дерева. Он построен в 8-м веке императором Сёму в качестве главного храма, однако с тех времен сохранилось мало что. Он состоит из комплекса пагод и различных построек и окружен парком, в котором живут священные олени, не боящиеся людей. Здесь также находится одна из самых больших статуи Будды в Японии.

Смотрите также: 10 самых сказочных замков мира

Блок: 6/11 | Кол-во символов: 505
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Боднатх, Непал

Расположенный в пригороде Катманду храм Боднатх известен во всем мире тем, что является самой большой ступой. Его окружают монастыри различных школ и течений буддизма, и все, кто в них проживает, приходят на поклонение в Боднатх. Ступа построена в 6-м веке (первая версия разрушена монголами и восстановлена в 14-м веке) и с тех пор занимает место главной святыни Непала. Глаз Будды, расположенный на ступе, является одним из самых известных изображений подобного рода. Ступа даже «засветилась» в фильме европейского кинорежиссера Бернардо Бертолуччи «Маленький Будда».

Блок: 7/11 | Кол-во символов: 586
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Пагода Шведагон, Мьянма

Позолоченная ступа высотой 98 метров расположена в Янгоне, бывшей столице Мьянмы. С чего началась история храма практически неизвестно. Считается, что пагода построена в период Баган, в период 6-10 веков. Помимо основной ступы здесь расположены ступы поменьше, а также храм является местом хранения 4-х артефактов: волос Гаутамы Будды, кусочка ткани из туники Кассапы, посоха Какусандхи и водяного фильтра Конагаманы.

Смотрите также: 10 самых известных статуй Будды

Блок: 9/11 | Кол-во символов: 491
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Паган, Мьянма

Древний город Паган — столица царства, располагавшегося здесь задолго до Мьянмы. Царство было разрушено монголами в 1287 году, однако от него остались бесчисленные руины и прекрасные храмы, которые сейчас являются популярным местом паломничества верующих со всей Азии. Удивительные храмы содержат статуи Будд, пещеры, фрески. В самых значимых из них, Швезигон и Локананда Чаун, хранятся зубы Будды.

Блок: 10/11 | Кол-во символов: 414
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html

Боробудур, Индонезия

Громадная ступа Боробудур и храмовый комплекс находятся на острове Ява, в 40 км к северо-западу от Джокьякарты. Это самый крупный из известных буддийский храм в мире. Он строился около 75 лет, в 8-м и 9-м веках царства Сайлендра. Громадная ступа темно-серого цвета состоит из 2 миллионов каменных блоков. Храм был оставлен в 14-м веке по загадочным причинам. Сотни лет он был покрыт вулканическим пеплом и прятался в джунглях. Сейчас это популярный туристический объект.

Блок: 11/11 | Кол-во символов: 492
Источник: http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html
Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 19482
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://indiada.ru/religia/buddiyskie-khramy-monastyri.html: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 3302 (17%)
  2. http://touropia.ru/best-places/top-10-buddijskix-xramov-mira.html: использовано 10 блоков из 11, кол-во символов 4891 (25%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%8B_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D0%B8_%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B8: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 5180 (27%)
  4. http://o-buddizme.ru/mesta-i-svyatyni/osobennosti-buddiyskikh-khramov: использовано 4 блоков из 5, кол-во символов 6109 (31%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий