Смольный и Таврический — рассказываем все нюансы

Таври́ческий дворе́ц — петербургская резиденция князя Григория Потёмкина-Таврического. Возведен в стиле классицизма в период с 1783 по 1789 год по проекту архитектора И. Е. Старова.

Дворец расположен на Шпалерной улице, в квартале между Потёмкинской и Таврической улицами. Позади него находится Таврический сад.

В 1906—1910 годах интерьеры здания изменили в связи с размещением в нём Государственной думы (архитектор П. И. Шестов).

С началом Февральской революции в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов. В Таврическом дворце проходил I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов 3-24 июня 1917 года. До переезда в августе 1917 года в Смольный в Таврическом дворце заседал ВЦИК Советов.

5(18) января 1918 года в Таврическом дворце собралось Всероссийское учредительное собрание.

В XXI веке дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств. В нём также собирается Совет Законодателей — особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента. Кроме того, в здании базируется петербургский филиал телерадиокомпании «Мир».

От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада, Таврической улицы и Таврического переулка.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 1359
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Содержание

Как появилось название

Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.

В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».

Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.

Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.

Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 853
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/tauride-palace/

Скорбященская церковь

Церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» (ул. Шпалерная, 35а) построена в 1817–1818 гг. архитектором Л. Руской в стиле позднего классицизма на месте небольшого каменного храма, сооружённого в 1711 г. для сестры Петра I, царевны Наталии Алексеевны. Старую постройку разобрали, освободив место для нового здания.

Главный фасад храма с портиком из шести ионических колонн обращён на Шпалерную улицу. Особый интерес вызывает церковный зал, решённый в виде ротонды, с колоннадой из двадцати четырех мраморных колонн ионического ордера и расписанным кессонами потолком.

В прошлом веке церковь иконы «Всех Скорбящих Радость» была закрыта для верующих и вновь приняла прихожан в 1993 г.

Блок: 2/10 | Кол-во символов: 701
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Комплекс Таврического дворца

Вид на комплекс с высоты птичьего полёта

Ограда Таврического дворца

В глубине парадного двора, отделённого от улицы невысокой оградой (1792—1793, архитектор Ф. И. Волков), расположен центральный двухэтажный корпус с шестиколонным портиком, увенчанный плоским куполом на невысоком барабане; гладкие плоскости стен прорезаны высокими окнами и завершены антаблементом строгого рисунка с фризом из триглифов. Главный корпус объединён одноэтажными галереями с боковыми двухэтажными корпусами, ограничивающими широкий парадный двор.

Первоначально Таврический дворец был открыт к Неве, от которой шел канал, завершавшийся гаванью-ковшом. Эта архитектурная перспектива, входившая в панораму невских берегов, существовала до постройки в 1858—1863 годах напротив дворца водонапорной башни и других сооружений Центральной городской водопроводной станции (архитекторы И. А. Мерц, Э. Г. Шуберский).

В архитектурный комплекс Таврического дворца входит также так называемый дом садового мастера, построенный в 1793—1794 (архитектор Ф. И. Волков) для В. Гульда. Главный фасад двухэтажного центрального корпуса отмечен дорическим портиком, садовый фасад — полуротондой с круглым в плане балконом; два небольших флигеля увенчаны купольными башнями.

В 1783—1800 годах позади дворца садовым мастером В. Гульдом был разбит Таврический сад.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1350
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Внутреннее убранство

Изысканная скромность и простота фасадов Таврического дворца контрастировали с исключительной роскошью и великолепием внутреннего убранства. За главным вестибюлем — богато украшенная лепниной ротонда, объединённая широким проёмом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (Картинный зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал) частично сохранили художественную отделку (полихромная роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи).

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 526
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86

Главная городская водопроводная станция

Исторические постройки бывшей Главной водопроводной станции (ул. Шпалерная, 56) расположены напротив знаменитого Таврического дворца.

Станцию открыли для снабжения города питьевой водой в 1868 г., и располагалась она рядом с Таврическим дворцом, в том месте, где раньше находилась шлюпочная гавань в виде канала и «ковша» овальной формы.

В те годы процесс водоснабжения столицы выглядел следующим образом. На самом берегу Невы стояло здание с приёмными машинами, закачивающими воду через трубы, выведенные на середину реки. Из Невы вода попадала в отстойный бассейн, вырытый в земле ниже уровня дна реки, и там естественным образом очищалась от крупных загрязнений. Затем воду фильтровали и собирали в три больших резервуара, откуда при помощи мощных водонапорных машин подавали по трубам в квартиры горожан центральной части города. Главным зданием Шпалерной станции служила водонапорная башня высотой 52 метра. В её верхней части располагался гигантский бассейн с чистой водой, и давления хватало для подъёма воды до пятых этажей. С развитием города башня быстро утратила своё первоначальное предназначение, и довольно скоро вода паровыми машинами подавалась, минуя её, напрямую в город.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 1235
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

История строительства, реконструкции и использования

Величественный дворец построил для князя архитектор Иван Егорович Старов, однокурсник Потемкина по гимназии Московского университета. Дворец возведен на Шпалерной улице на левом берегу Невы. На его постройку и отделку потрачено 400 000 рублей золотом.

Зодчий построил не просто дом, а уникальную загородную виллу, не имевшую себе равных как по смелому архитектурному решению, так и по богатству внутреннего оформления. Строительство велось в период 1783-1789 годы, хотя внутренняя отделка продолжалась еще несколько лет.

После смерти Потемкина архитектор Федор Волков отреставрировал его по своему проекту. На месте Большого зала возвели церковь, к главному входу пристроили портик – крытую галерею, перекрытие которой опирается на колонны.

Екатерина II стала часто проводить здесь время. По ее высочайшему разрешению здесь жил полководец А. Суворов, затем – историк Николай Карамзин, проведший в нем последние годы жизни.

Концертный холл новый архитектор превратил в театр, у входа к которому был прорыт канал, соединяющий с Невой, чтобы к Таврическому могли подплыть небольшие суда. При Павле I здесь устроили манеж и казармы.

В начале 20 века дворец передали Государственной Думе. После Октябрьской революции в нем размещалось Временное правительство. Впоследствии обосновался Петроградский Совет рабочих депутатов. До 1990 года – Ленинградская Высшая партийная школа.

Сегодня дворец – штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи стран-участниц СНГ. В нем заседает Совет Законодателей – особый совещательный орган обеих палат Российского Парламента.

В наши дни Таврический дворец выполняет культурно-просветительную функцию. Здесь открыты временные и постоянные экспозиции. Проводятся интересные экскурсии, научные конференции. Регулярно проходят концерты органной и оркестровой музыки.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1843
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/tauride-palace/

Музейный комплекс «Вселенная Воды»

Внутри здания башни устроен фонтан «Древо жизни», олицетворяющий живительную силу влаги, которая питает жизнь на нашей планете.

На территории открыт большой памятный мемориал, посвящённый работникам Водоканала, погибшим в Великую Отечественную войну.

Блок: 4/10 | Кол-во символов: 294
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Залы и вестибюль

«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.

Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.

При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.

Купольный зал

Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом

Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.

Большая галерея (Екатерининский зал)

Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.

Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.

Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.

Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.

Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.

Зимний сад

Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.

За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.

В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.

Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.

Другие парадные помещения

К парадным помещениям Таврического дворца относятся:

  • Картинная галерея.
  • Гобеленовая гостиная.
  • Китайский зал.
  • Диванная.

В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.

В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.

Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

Блок: 5/6 | Кол-во символов: 2724
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/tauride-palace/

Таврический дворец

Упомянутый в предыдущем рассказе Таврический дворец (ул. Шпалерная, 47) построен для князя Григория Александровича Потёмкина-Таврического. Здание в стиле классицизма возвел в 1783–1789 гг. архитектор И.Е. Старов.

Центральная часть здания, или Главный корпус, имеет два этажа и украшена портиком с шестью колоннами. Венчает постройку невысокий купол на небольшом по высоте барабане. Справа и слева от Главного корпуса пристроены одноэтажные галереи, которые завершаются боковыми двухэтажными корпусами, служащими боковыми границами курдонера – парадного двора, разбитого перед Таврическим дворцом.

Пространство под куполом при Потёмкине занимал огромный Белоколонный зал, разделённый двумя рядами колонн на части, в одной из которых располагался Зимний сад. На строительство и роскошную отделку здания из казны была потрачена фантастическая сумма в 400 тыс. руб.

После смерти хозяина дворца князя Потемкина здание передали в казну как одну из резиденций. При императоре Павле I в нём располагались казармы Конного гвардейского полка, а при его сыне Александре I Таврический дворец вновь превратили в императорскую резиденцию.

В историю русского парламентаризма Таврический дворец вошёл как здание, где в 1906–1917 гг. размещалась Государственная дума. Для этого здание перестроили, превратив часть помещений в огромный зал заседаний парламента.

С 1930-х гг. дворец занят учебным заведением.

Блок: 5/10 | Кол-во символов: 1413
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Смольный собор. Фотогалерея


Детский приют барона Фредерикса

Переулок Кваренги


Смольный



Смольный собор и Смольный институт



Смольный



Смольный



Памятник Карлу Марксу



Памятник Фридриху Энгельсу



Пропилеи



Пропилеи

Площадь Пролетарской Диктатуры


Площадь Пролетарской Диктатуры



Пропилеи



Новогодняя ёлка на площади Пролетарской Диктатуры



Пропилеи

Музей фонарей под открытым небом


Музей фонарей под открытым небом



Музей фонарей на Одесской улице



Фонарщик

Тульская улица


Сбербанк

Синопская набережная


Мост Петра Великого

Синопская набережная



Мост Петра Великого



Синопская набережная



Невская бумагопрядильная фабрика барона Штиглица



Мост Петра Великого



Мост Петра Великого



Невская бумагопрядильная мануфактура



Невская бумагопрядильная мануфактура



Синопская набережная



Малоохтинская набережная



Синопская набережная



Малоохтинская набережная

Улица Моисеенко


Пересечение Моисеенко и Новгородской



Невская Ратуша



Фасад Невской Ратуши



Невская Ратуша и старый дом

Кирилловская улица


Вид на Невскую Ратушу с Кирилловской улицы



Кирилловская улица



Дом Кербедза

Ленинградская областная универсальная научная библиотека



Кирилловская 17



Санкт-Петербургская общественная организация Общество памяти игумении Таисии



Дом Петроградского общества дешевых помещений (слева)

Общежитие ГБОУ ВПО СЗГМУ имени И.И.Мечникова

Старорусская улица


Шестоковская церковь



Пересечение Кирилловской и Старорусской



Горбольница №46 Блокадная



Церковь Шестаковской иконы Божией Матери Грузинского прихода



Буфет мадам Пеку



Доходный дом П.М.Станового

Овсянниковский сад


Овсянниковский сад



Овсянниковский сад и доходный дом П.Ф.Дыренкова



Место гражданской казни Чернышевского



Доходный дом М.Б.Кварта

3-я Советская улица


3-я Советская



Съезжий дом и пожарная команда Рождественской части

Мытнинская улица


Доходный дом А.Е.Длусской



Доходный дом И. В. Галунова



Старо-Александровский рынок



Фасад Старо-Александровского рынка



Меняевский рынок

Полтавская улица


Феодоровский собор



Крепостная стена

Полтавский проезд


Феодоровский собор за крепостной стеной

Лиговский проспект


Площадь перед торговым центром Галерея



Ангелы в Галерее



Выиграй меня



Новогодняя ёлка в Галерее



Дом меблированных комнат Андреевой



Лиговский проспект

Маршрут #18

Маршрут #16

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 2491
Источник: https://www.maxplant.ru/article/spb_rout_17.php

Знаменитый бал в Таврическом дворце

В свой последний год жизни, весной 1791 года князь Потемкин прибыл во дворец, чтобы отвоевать сердце императрицы у нового молодого фаворита Платона Зубова.

В Таврическом дворце было дано неслыханное по пышности торжество. Вся роскошь и волшебство, которыми Потемкин умел окружать себя, были превзойдены в этот день.

Как богиня была встречена в Таврическом дворце Екатерина. Хоры стихами Державина славили несравненную императрицу. Напрасные старания! На другой день Екатерина показала вид, что приняла этот волшебный праздник за прощальный вечер.

Таким увидели современники Таврический дворец князя Потемкина по проекту архитектора Ивана Егоровича Старова. Дворец, простой снаружи и шикарный внутри.

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 737
Источник: https://ArchitectureGuru.ru/tauride-palace/

Таврический сад

Прямо за Таврическим дворцом на обширной территории раскинулся один из самых живописных петербургских общедоступных парков – Таврический сад (ул. Таврическая, 8).

Сад занимает территорию от Таврического дворца (Шпалерная, 47), давшего ему название, до Кирочной улицы и ограничен улицами Потёмкинской и Таврической.

Над обустройством этого сада в конце XVII в. трудился знаменитый садовый мастер Уильям Гульд, создавший здесь неповторимый мир искусственных прудов и горок, фонтанов и мостиков. Дом садовника Гульда до сих пор стоит на Потёмкинской улице (дом 2). Здание построено в 1793 г. по указу Екатерины II архитектором Ф.И. Волковым.

На территории сада можно познакомиться с несколькими интересными памятниками.

На живописном холме у пруда 10 ноября 1962 г. торжественно открыт монумент пионерам-героям. Это был первый подобный памятник в нашем городе. Красивая белая стела высотой около 5 метров из каранчеевского песчаника работы скульпторов В.С. Новикова и И.Н. Костюхина изображает полуразрушенную стену. В монолите вырублен горельеф «Группа юных бойцов со знаменем» из четырёх фигур пионеров. Памятник напоминает нам о подвиге юных горожан в годы Великой Отечественной войны.

В октябре 1995 г. в саду открыли памятник известному русскому поэту Сергею Есенину работы мастера А.С. Чаркина. Скульптура из белого карельского мрамора установлена к 100-летию со дня рождения поэта. Недалеко от памятника Есенину, ближе к ограде Таврического сада, стоит памятник П.И. Чайковскому. Бюст композитора установлен здесь к 150-летнему юбилею в 1990 г. Автором памятника выступил скульптор Б.А. Пленкин.

Блок: 6/10 | Кол-во символов: 1619
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Смольный монастырь

Район, где находился монастырь, при Петре I был застроен складами со смолой, необходимой для морских судов. Это отразилось в названии городского района – Смольнинский, а также в название местных зданий и учреждений – Смольный собор, Смольный институт.

Инициатором создания женской обители выступила императрица Елизавета Петровна, а строительство монастырских зданий она поручила архитектору Б.Ф. Растрелли.

Строительство началось в 1748 г., но по разным причинам затянулось, а затем и вовсе прекратилось – комплекс долго стоял недостроенным. Смольный собор завершили только в 1835 г., а неповторимую по красоте колокольню не построили вовсе.

Монастырь прекратил своё существование в конце XVIII в.

Блок: 7/10 | Кол-во символов: 723
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Смольный институт

По соседству со Смольным монастырём расположено здание Смольного института, известного как Смольный институт благородных девиц (Смольный проезд, 6).

Обучение начиналось в возрасте шести лет и заканчивалось, когда девушке исполнялось восемнадцать. Учениц института называли «смолянками». В программу их обучения входили арифметика, русская словесность, история, иностранные языки, география, рисование, музыка, танцы и рукоделие.

Все воспитанницы института носили форменные платья. В младшем возрасте они были кофейного цвета, более взрослые девочки одевались в платья темно-синего и голубого цветов, воспитанницы старших классов носили белые платья.

Смольный институт благородных девиц просуществовал в России до 1919 г., а затем воспитанницы, преподаватели и администрация этого замечательного учебного заведения отправились в эмиграцию в Сербию.

Отдельное здание для Смольного института в 1806 г. построил архитектор Дж. Кваренги. Монументальная постройка выделяется торжественным портиком с восемью ионическими колоннами, поднятыми над аркадой.

Осенью 1917 г. здание Смольного института заняли вооруженные отряды партии большевиков – здесь работал Петроградский военно-революционный комитет. В последующие годы здесь размещалось советское правительство, а после его переезда в Москву Смольный институт полностью перешёл в ведение городского комитета ВКП(б) и Совета депутатов трудящихся.

Блок: 9/10 | Кол-во символов: 1414
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html

Суворовский музей

Государственный мемориальный музей А.В. Суворова (Кирочная ул., 43) расположен в отдельном специально выстроенном здании. Он посвящен жизни и ратному подвигу генералиссимуса Александра Васильевича Суворова и стал первым подобным учреждением в нашей стране.

Открытие музея состоялось 13 ноября 1904 г. и было приурочено к 175-летию со дня рождения прославленного полководца. Специально для размещения памятной экспозиции по проекту архитекторов А.И. фон Гогена и Г.Д. Гримма построили здание оригинальной формы в стиле старинных крепостных сооружений.

С двух сторон главного фасада размещены две большие мозаичные картины: «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Суворов, пересекающий Альпы». В 1918 г. новые власти музей закрыли, а уникальную коллекцию передали в другие музеи. В частности, в Русский музей отдали знаменитую картину художника Сурикова «Переход Суворова через Альпы».

Только в 1951 г. в здании-крепости вновь заработал музей великого полководца.

В основе музейной коллекции – личные вещи генералиссимуса: ордена, сабля и шпага, грамоты о пожаловании Суворову чинов и титулов, подзорная труба и султан его шляпы. Более пятисот живописных полотен, в основном батальных, собрано в Суворовском музее. Здесь вы можете увидеть работы В.В. Мазуровского, Б.П. Виллевальде, Н.С. Самокиша, А.И. Гебенса и других художников. Музей владеет крупнейшей в России коллекцией обмундирования русской армии конца XVIII – начала XIX в.

Блок: 10/10 | Кол-во символов: 1452
Источник: https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html
Кол-во блоков: 20 | Общее кол-во символов: 23991
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 1 блоков из 7, кол-во символов 1350 (6%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%A2%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D1%86: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 1885 (8%)
  3. https://ArchitectureGuru.ru/tauride-palace/: использовано 4 блоков из 6, кол-во символов 6157 (26%)
  4. https://www.maxplant.ru/article/spb_rout_17.php: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 5748 (24%)
  5. https://piterbu.ru/ekskursii-po-piteru/ekskursiya-po-peterburgu-19.html: использовано 8 блоков из 10, кол-во символов 8851 (37%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий