Церковь Николы Надеина: объясняем обстоятельно

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2019; проверки требуют 2 правки.


Блок: 1/8 | Кол-во символов: 165
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Содержание

История создания храма

Ярославль, пожалуй, как ни один из других крупных российских городов, богат памятниками храмовой архитектуры. Церкви начали возводиться здесь с момента основания города, сначала на территории Ярославского кремля, а затем и на посадских землях. Понятное дело, что изначально все эти сооружения были деревянными, кроме кафедрального Успенского собора. А деревянные конструкции легко сжечь, что и происходило с ярославскими церквями во время многочисленных пожаров и нападений извне.

Последнее массовое разорение посадской территории произошло во время польско-литовского нападения 1609 года, когда Земляной город, он же посад, был почти полностью варварски уничтожен. После установления мирной жизни в первой половине 17 столетия в Ярославле началось возведение каменных храмов. Сначала их строили исключительно состоятельные люди, позже и некоторые ремесленные слободы (Подробнее см.Храмы Ярославля)

Ярославль в 17 веке

Там, где стоит сегодня Церковь Николы Надеина, когда-то существовал храм Николая Чудотворца, но он сгорел в 16 веке, после чего построился новый, так же деревянный, но называемый теперь Церковью Благовещенья. В самом начале 20-х годов 17 века, чуть-чуть отойдя от страшной сумятицы Смутного времени, один из богатейших городских купцов решает возвести каменный храм на волжском берегу. Звали этого купца – Епифанием Светешниковым, а вторым его мирским именем было имя Надея, которое и сохранилось в названии возведенного храма.

Надея Светешников считался одним из богатейших и знатнейших людей всего государства. Его торговый дом приносил колоссальные прибыли, часть которых без каких-либо потерь можно было потратить на сооружение храма и заручиться, таким образом, божьей поддержкой в крупных коммерческих делах.

Храм Николы Надеина. Фото фрагмента

Строить храм Надея пожелал на волжском берегу взамен пострадавшей деревянной Благовещенской церкви. Было это в 1620 году. Существует легенда, что во время начавшегося строительства, к берегу прибило старинную икону с образом Николая Угодника. Это был добрый знак и явный божественный промысел. Икону, извлеченную из воды, принесли в строившийся храм, и спустя некоторое время признали чудотворной. Поэтому главный храм первого каменного посадского храма был освящен именно в честь Николая Чудотворца.

Строительство храма осуществляли, по всей видимости, московские мастера, которые в тот период работали в Спасо-Преображенском монастыре. Светешников нанял их для осуществления своего грандиозного замысла. Церковь строилась как холодная летняя, а рядом с ней — чуть позже, была сооружена деревянная теплая церковь Рождества Иоанна Предтечи, перестроенная к концу 17 века в каменную. Теплый храм был сооружен на деньги другого купца – Н.П.Холщевникова. Но эту церковь история не сберегла. Она была уничтожена в советский исторический период.

После революции жизнь храма была, как и повсеместно, более чем сложной, часть помещений использовалось под жилье. Но уже в 1935 году главное здание было оценено, как имеющее историческую ценность и стало охраняться государством. Но все остальные храмовые строения были разобраны. Близлежащие окрестности застроились жилыми постройками, скрывшими за своими силуэтами древнейший ярославский храм.

Декор Колокольни

В конце 30-х годов в храме находился музей Ф.Волкова, в годы войны — аптечный склад, а в подклете хранились овощи. В 60-е годы, после включения храма в состав Музея-заповедника, он был открыт для посетителей как музейный храмовый филиал.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 3575
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/khram-nikoly-nadeina/

Этот сайт посвящён реставрации уникального живописного ансамбля первой половины XVII века – фрескам Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле. Первые пробные восстановительные работы были проведены здесь в 1930-х и затем возобновились в 2000-х. К настоящему времени значительная часть монументальных композиций расчищена от поздних записей и поновлена. Работа реставраторов продолжается и сегодня. Однако фрески до сих пор не введены в научный оборот. Материал, размещённый на этом сайте, поможет монументальным росписям Благовещенского придела занять своё место в ряду живописных памятников XVII века. Он представляет безусловный интерес как для специалистов, так и для самого широкого круга любителей истории и искусства.


Блок: 2/3 | Кол-во символов: 745
Источник: http://www.nikolanadein.ru/

Архитектурное оформление

Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.

Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.

Блок: 3/8 | Кол-во символов: 900
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Необходимость и потребность реставрации фресок церкви Николы Надеина назрела давно. Не только в силу их физической сохранности и наличия плотных записей, но и потому, что всем хотелось увидеть хронологически первую, подлинно ярославскую монументальную живопись I половины XVII века, т.е. начало и основу  всего искусства, прославившего Ярославль. Так сложилась история, что фрески Никольского храма — не только первый, но и единственный точно датированный образец живописи I половины XVII века в Ярославле, поэтому специалисты понимали, что они могут стать точкой отсчета и образцом для атрибуции многочисленных русских живописных памятников, не сохранивших храмовых летописей, их датирующих


Локальная реставрация монументальной живописи храма предпринималась в его истории дважды. Во 2-й половине 1930-х годов выдающийся русский и советский реставратор Павел Иванович Юкин раскрыл фрески т.н. «каморы» – помещения между колокольней и галереей Благовещенского придела. И в 1956 году (после возобновления Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской) бригада реставраторов под руководством Веры Григорьевны Брюсовой удалила поверхностные загрязнения и произвела укрепление росписей. Кроме того, буквально на двух-трех композициях в центральном храме и на галерее была открыта авторская живопись, и на этом процесс реставрации на долгое время остановился.

Много лет Ярославский музей-заповедник, в состав которого входит храм, писал заявки на реставрацию монументальной живописи церкви Николы Надеина в разные инстанции и лишь несколько лет назад небольшие средства были выделены. Такие небольшие, что о полной реставрации живописи всего храма не могло идти и речи. Перед специалистами встал вечный русский вопрос – что делать? Можно было вновь, как в 1950-е годы, ограничиться обеспыливанием или укреплением, или провести дезинфекцию, или раскрыть еще несколько композиций  центрального храма. Но понимание значения этой живописи для истории русского искусства с 1950-х годов изменилось. Поэтому реставраторы и музейные специалисты решили остановиться на небольшом объеме и провести там полный цикл работ. В результате был выбран Благовещенский придел с галереей. Думается, что и уважение  к храмоздателю тоже сыграло в этом решении не последнюю роль: Благовещенский придел служил Надее Светешникову домовым храмом, строил и расписывал он его для себя, поэтому было особенно интересно посмотреть на живопись, которую он выбрал. Подходил объект и по более прозаическим причинам: единственная бригада ярославских реставраторов была более свободна в холодное время года, а маленький придел можно отопить до необходимой температуры и зимой (напомним, что церковь Николы Надеина является летним, т.е. неотапливаемым храмом).

 

Copyright © Авторы текстов

Copyright © 2015
Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 3052
Источник: http://www.nikolanadein.ru/

Храмовая роспись

Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.

В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.

Блок: 4/8 | Кол-во символов: 1470
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B0

Внутреннее храмовое оформление


Стеновая роспись

Интересно, что и внутренняя роспись храма Николы Надеина была осуществлена значительно раньше, чем в остальных посадских церквях. Уже в начале 40-х годов 17 столетия двадцать иконописцев из Костромы и Нижнего Новгорода, из Ярославля и Москвы, начали работу над росписью храма, причем стены всех архитектурных сооружений – главного храма, галерей, приделов – расписывались одновременно.

Настенная роспись храма

Работой артели руководил костромской иконописец Любим Агеев. Все имена этой художественной бригады сохранены в памятной надписи на южной храмовой стене. Тематика росписи была весьма разнообразна, что характерно для храмов 17 века. Сюжетных миниатюр здесь начитывается порядка 450-ти.

Купол главного храма содержит изображение Вседержителя, барабан расписан образами праотцов и пророков. Далее мы увидим изображения евангелистов и апостолов, святителей и преподобных

Фрески храма Николы Надеина

Сюжетами росписей являются иллюстрации проповедей и псалмов, изображения русских князей в богатых одеждах и святых патронов из новой царской династии Романовых.

Пятиярусная роспись стен строго делится на определенные составляющие – три яруса несут сюжетное содержание, четвертый – это растительный орнамент, а самый нижний оформлен в виде традиционного подзора. 

Фресковые сюжетные росписи стен в храме

Поскольку главный храм освящен в честь Николая Угодника, то основная тематика изображенных сцен – это описание жития данного святого – фрагменты его жизни и совершенные им чудеса.

Сюжеты чудес, совершенных Николаем Угодником

Композиционные росписи Благовещенского придела иллюстрируют жизнь Богородицы, но деления на ярусы здесь нет. В росписи паперти этого придела видны знакомые фигуры Петра и Февронии Муромских, Макария Унженского, Александра Свирского и многих других святых. Есть сюжеты и на тему ветхозаветных сюжетов – Адам и Ева, Всемирный потоп, Святая Троица и т.д.

Сюжет Подвигов покаяния монастырских затворников в Благовещенском приделе

Подобное фресковое оформление интерьера в ярославских храмах было единственным довольно долгое время. Только в 80-х годах начали расписывать и стены других храмов – Рождества Христова, Ильинского и т.д.

В конце 19 века палехские иконописцы обновили фрески, полностью перекрыв их новыми красками, но придерживаясь первоначальных контуров. Современные реставраторы пытаются найти первоначальный слой под краской 19 века хотя бы частично, но извлекать подлинный слой 17 века очень трудоемкое занятие.

Иконостас

Как и в других ярославских храмах, первоначальный тябловый иконостас церкви был со временем заменен на барочный. Это произошло в середине 18 века, во время правления Елизаветы Петровны. Но элементы первого иконостаса можно рассмотреть за третьим ярусом.

Царские врата и иконостас, выполненные по рисункам Ф. Волкова

Очень необычно, не в традициях ярославских храмов, была выполнена и алтарная преграда с Царскими вратами. Рисунок для нее выполнил один из церковных прихожан, прославившийся впоследствии на всю страну. Это был создатель первого российского театра Федор Волков, который сам рисовал декорации для своего развивающегося театра, а тут решил еще и активно поучаствовать в оформлении посещаемой им церкви.

На Царских вратах выполнен удивительный рельеф на тему Тайной вечери. А общее композиционное оформление приалтарной территории напоминает сцену театра в окантовке занавеса, собранного в драпировку.

Царские врата — фрагмент

Большинство иконных образов на иконостасе созданы в 17 столетии, но есть здесь и редкие экземпляры, датируемые 16 веком.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 3712
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/khram-nikoly-nadeina/
Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 13619
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/khram-nikoly-nadeina/: использовано 2 блоков из 5, кол-во символов 7287 (54%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 2 блоков из 8, кол-во символов 1065 (8%)
  3. https://wiki2.org/ru/%D0%A6%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%8C_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8B_%D0%9D%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B8%D0%BD%D0%B0: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1470 (11%)
  4. http://www.nikolanadein.ru/: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 3797 (28%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *