Собор Спаса Преображения в Ярославле — изучайте с нами

Ярославский Спасо-Преображенский монастырь (Спасо-Ярославский монастырь) — древний мужской упразднённый монастырь в Ярославле, сыгравший важную роль в местной истории. Располагается на Богоявленской площади, около Московского моста через Которосль в Кировском районе города. На его территории находятся памятники архитектуры XVI—XIX веков. Здесь был найден т.н. «список» (рукописная копия) «Слова о полку Игореве» — памятника древнерусской литературы.


Блок: 1/6 | Кол-во символов: 454
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)

История храма

Первый главный монастырский храм появился в Спасской обители, как уже упоминалось, в начале 13 века, по воле ростовского князя Константина Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Спасский собор, сооруженный к 1224 году, стал вторым каменным храмовым городским строением после Успенского собора в Рубленом городе. Сам Константин Всеволодович не дожил до окончания данного храмового строительства, и завершалась эта работа при его сыне Всеволоде, который стал первым князем ярославского удельного княжества.

Ростовский князь Константин Всеволодович

Этот собор как главный храм основной монастырской обители города был очень значим как политический и идеологический объект, посещаемый сильными мира сего.

Но в начале 16 века на территории монастыря произошел крупный пожар, в результате которого Спасский собор сильно пострадал и частично обрушился. Поэтому восстанавливать его не стали, а на основании изданного московским князем Василием Третьим указа в 1506 году началось строение нового Спасского собора.

Для сооружения нового храма были присланы московские мастера, среди которых, вероятно, находились и итальянские зодчие. Образцом монастырской постройки являлись храмы московского Кремля и, прежде всего, его Благовещенский собор. В качестве фундамента было решено использовать фундамент предшественника, поэтому новый храм повторил форму и размеры погибшего. Строительство собора шло 10 лет и завершилось к 1516 году.

Строительство Спасского храма. Миниатюра 16 века

В течении своего многовекового существования храм неоднократно перестраивался, видоизменялся и в конце концов полностью утратил свой первоначальный облик. Особо сильные видоизменения происходили в 18 и в первой половине 19 столетий

Реставрационные работы над восстановлением древнего храмового облика начались в 1919 году и шли поэтапно до 60-х гг. 20 столетия.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 1913
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/spaso-preobrazhenskiy-sobor-yaroslavlya/

Похожие публикации:

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле

Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле

Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор

Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

Поделиться ссылкой:

Блок: 3/3 | Кол-во символов: 1710
Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/spaso-preobrazhenskij-sobor

Современный облик монастырского ансамбля


Здание Описание Фотография
Памятник копейке 1612 г. 2013 г.
Стела «Клятва князя Пожарского» 2010 г.
Баня 1824 г.
Водяные ворота 1 треть XVII в.
Дом ризничего 1860 г.
Звонница с церковью Богоматери Печерской XVI — XVII вв., 1808-1809 гг., 1823-1824 гг.
Кельи (северо-восточный корпус) 1670-е гг., 1690-е гг.
Кельи у западных ворот (северный корпус) 1808
Кельи у западных ворот (южный корпус) 2 пол. XVIII в., 1808-1809 гг.
Корпус «на погребах» 1780-е гг.
Хозяйственный корпус у Угличской башни кон. XVIII в.
Хозяйственный корпус у Михайловской башни 1809 г.
Ризница 1816-1817 г.
Святые ворота с церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы 1516 г., 1621 г., 1810 г.
Семинарский корпус кон. XVII в., XVIII в., 1897 г.
Спасо-Преображенский собор 1506-1516 гг., XVII в. Самое старое из дошедших до нашего времени зданий Ярославля.
Стены XVII в., XIX в.
Богородицкая башня 1623 г.
Богоявленская башня 1804 г.
Михайловская башня 1803 г.
Угличская башня 1630-е гг.
Трапезная с церковью Рождества Христова (Крестовой) и с настоятельскими покоями 1 треть XVI в., кон. XVI в., 1 пол. XVII в., 1809 г., 1890 г.
Церковь Ярославских Чудотворцев (Входа Господня в Иерусалим) 1617-1618 гг., XVII — XVIII вв., 1825-1831 гг., арх. П. Я. Паньков. Вплотную примыкает к Спасо-Преображенскому собору.
Трифоновская часовня 1830 г.
Колокол «Благовестник» XVI — XX вв.
Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1529
Источник: https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)

Достопримечательности Ярославля

Ярославль

При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в 1507-151г гг. возвели новое храмовое здание. Ход строительных работ значительно ускорило покровительство московского князя Василия Третьего, направившего в Ярославаль своих зодчих с тем, чтобы за образец при создании вновь возводимых построек ими была взята храмовая архитектура столичного Кремля. Ныне Спасо-Преображенский храм — старейший в Ярославле памятник православного зодчества, сохранившийся в первозданном виде.

В инженерном отношении собор является зданием четырехстолпного типа, возведенным на высоком подклете с четырьмя прямоугольными кирпичными столпами-опорами. Постройка увенчана тремя главами, которые представляют собой удлиненные световые барабаны с воздетыми на их верхние оконечности шлемовидными золочеными куполами. Основание каждого из барабанов окружено замкнутой цепью кокошников, имеющих относительно небольшие размерные параметры. Несколько выше кокошников главы по всей их окружности опоясаны аркатурно-колончатым декором. Наружные участки стен храмовых фасадов вершат сводчатые закомары без каких-либо декоративных изысков.

С северной и западной сторон собор окружен галереями. Наглядными свидетельствами высшей степени профессионализма зодчих можно считать совершенную кирпичную кладку, а также гармонию размерных параметров каждой из отдельных частей в общекомпозиционном контексте, в значительной мере обусловленную тем, что в ходе всех этапов строительного процесса была использована одна и та же мера длины – так называемая «маховая сажень».

Восточные фасады собора отличаются аскетической строгостью очертаний, что делает их целостность наиболее выразительной. Три высоких апсиды оснащены узкими оконными проемами в виде бойниц. В целом же внешний вид ансамбля способствует созданию образа классического храма в древнерусском стиле, отличающегося простотой и изяществом пропорций.

Контуры западного фасада имеют более сложную геометрию. Здесь на переднем плане в перспективе выдвинуто уже не трехглавие, а имеющая открытую аркаду двухэтажная галерея, визуально обогащающая фасад за счет глубокой игры светотеней и придающая ему пространственную выразительность. В семнадцатом веке вход на галерею осуществлялся по роскошному обширному крыльцу.

Открытой была поначалу и северная галерея с широкими проемами арок, которые позднее заложили кирпичом и заштукатурили.

Настенные и потолочные фрески в интерьерах собора были созданы в 60-е годы XVI в. знаменитыми мастерами церковной живописи из Москвы в лице Лариона Лонтьева, а также братьев Никитиных – Третьяка и Феодора. В создании росписей на равных правах с москвичами принимали участие и ярославские живописцы – Афанасий и Дементий Исидоровы.

Адрес: г. Ярославль, Богоявленская площадь, 25.

Карта расположения:


Блок: 2/3 | Кол-во символов: 3072
Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/spaso-preobrazhenskij-sobor

Внутреннее оформление храма


Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.

Информационный текст храмолетописи

Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.

Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.

Изображение Крылатого Иоанна Предтеча

Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов. 

Росписи центрального купола

Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.

Фрагмент росписи храмовых столпов

Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным. 

Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма

Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.

Сюжетная композиция фресковой росписи

Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов. 

Крупномасштабный образ Саваофа

При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.

Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.

Мелкомасштабная роспись

В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.

Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.

К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.

Одна из уникальных фресок Спасского собора

Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее времяс мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.

: Касаткина Татьяна

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 4655
Источник: https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/spaso-preobrazhenskiy-sobor-yaroslavlya/

Режим работы Спасо-Преображенского монастыря в 2019 г. (Ярославский музей-заповедник)

  • В летний период (с мая по сентябрь)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 8:00 до 20:00. По пятницам и субботам время работы продлено до 21:00. Кассы закрываются на полчаса раньше
    • Смотровая площадка открыта ежедневно с 8:00 до 19:30. По пятницам и субботам время работы продлено до 20:30
    • Спасо-Преображенский собор открыт ежедневно, кроме среды, с 10:00 до 17:45. Среда — выходной день
    • Экспозиция «История Ярославского края XI-XVIII веков» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Слово о полку Игореве» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Природа Ярославского края» работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10:00 до 17:45. Понедельник и вторник — выходные дни. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Сокровища Ярославского края» работает ежедневно, кроме вторника, с 10:00 до 17:45. Вторник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «Трапеза по-ярославски» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
    • Экспозиция «ЯрмаНка» работает ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 17:45. Понедельник — выходной день. Первая среда месяца — санитарный день
  • В зимний период (с октября по апрель)
    • Территория монастыря открыта ежедневно с 9:00 до 18:00. Кассы работают до 17:30
    • Экспозиции открыты с 10:00 до 17:45. Выходной день — понедельник. Кассы работают до 17:00
    • Спасо-Преображенский собор закрыт
Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1725
Источник: https://TripGuide.ru/page_21049.htm

Литература


  • Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. — Северный паломник, 2002. — 104 с. — 3000 экз. — (Памятники художественной культуры Древней Руси). — ISBN 5-94431-040-5.
  • Анкудинова Е. А., Мельник А. Г. Transfiguration Cathedral in Yaroslavl. — Северный паломник, 2002. — 104 с. — 2000 экз. — (Treasures of Medieval Russian Art). — ISBN 5-94431-081-2
  • Бедина Н. Н. Часослов XII века из Спасо-Ярославского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2003. — № 2(12). — С. 70—74.
  • Марасанова В. М. Летопись Ярославля: 1010—2010. — СПб.: Морской Петербург, 2007. — 360 с; ил.
  • Масленицын С. И. Ярославская иконопись. — М., Искусство, 1983. 2*е изд., дораб.
  • Мельник А. Г. Об истоках основных форм собора XVI в. ярославского Спасского монастыря // Новодевичий монастырь в русской культуре: Материалы научной конференции 1995 г.: Труды ГИМ.. — М., 1998. — Вып. 99. — С. 180—187. — ISBN 5-89076-018-1.
  • Мельник А. Г. Новое о соборе Ярославского Спасского монастыря // Краеведческие записки. Материалы 8 и 9 Тихомировских чтений. — Ярославль, 2005. — Вып. 8. — С. 429—434. — ISBN 5-94755-081-4.
  • Ярославский Спасский монастырь как центр почитания русских святых в конце XVII века // Книжная культура Ярославского края — 2012. — Ярославль, 2013. — С. 5—11.
  • Нил (Исаакович Н. Ф.). Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне архиерейский дом, с присовокуплением Жития св. благоверных князей Феодора, Давида и Константина, ярославских чудотворцев, и хронологического указателя иерархов ростовской и ярославской паствы. — Ярославль: 1862. 96 с.; 2-е изд. — Ярославль: 1869.
  • Ярославский Спасо-Преображенский монастырь, что ныне Архиерейский дом. — М.: 1881; 2-е изд. — Ярославль: 1913.
  • Вид монастыря с гравюры 1731 года

  • Вид монастыря с плана Ярославля 1802 года

  • Вход с Богоявленской площади

  • Игра на колоколах

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 1914
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C)

Как добраться до Спасо-Преображенского монастыря

До остановки «Богоявленская площадь» (или «пл. Богоявления»), расположенной в непосредственной близости от музейного комплекса, можно доехать городским транспортом:

  • автобусами — № 4, 4а, 13, 14, 16, 41, 41б;
  • троллейбусом № 5.

На остановке «Комсомольская», находящейся примерно в 170 метрах от Северных и Западных ворот монастыря, следует сойти:

  • с автобусов — № 2,8, 9, 19к, 21б, 33а,42, 76;
  • с троллейбуса № 9;
  • с маршрутных такси — № 36, 37, 45 — 47, 61, 71, 73, 80 — 82, 84, 87, 91, 94, 96 — 98.

Транспортные маршруты Ярославля удобно смотреть на сайте. В городе работают мобильные службы такси Gett, Rutaxi, Maxim, Яндекс. Такси.

Спасо — Преображенский монастырь, Ярославль — видео с квадрокоптера

Anastasia

Посмотреть-то надо, Золотое кольцо как-никак

Alexandr

Превосходный исторический объект!

Смотреть отзывы на

Блок: 8/8 | Кол-во символов: 1080
Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yaroslavl/temples/12044
Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 18052
Количество использованных доноров: 6
Информация по каждому донору:

  1. https://russo-travel.ru/landmark/yaroslavl/spaso-preobrazhenskiy-sobor-yaroslavlya/: использовано 2 блоков из 4, кол-во символов 6568 (36%)
  2. https://wiki2.org/ru/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C): использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1983 (11%)
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BE-%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_(%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D1%8C): использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1914 (11%)
  4. https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/spaso-preobrazhenskij-sobor: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 4782 (26%)
  5. https://TripGuide.ru/page_21049.htm: использовано 1 блоков из 6, кол-во символов 1725 (10%)
  6. https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yaroslavl/temples/12044: использовано 1 блоков из 8, кол-во символов 1080 (6%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *