Айя-София — Северная галерея

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 января 2019; проверки требуют 20 правок.


У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор.

Собо́р Свято́й Софи́и — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах, кафедральный собор Новгородской митрополии. На протяжении столетий — духовный центр Новгородской республики. Один из древнейших храмов на территории России.

Блок: 1/12 | Кол-во символов: 491
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

История

В 1046 году великий князь Ярослав Мудрый и княгиня Ирина (Ингигерда) направились в Новгород из Киева к сыну Владимиру на закладку им Софийского собора. Собор был заложен в Детинце на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 года вместо сгоревшего перед этим 13-главого деревянного храма «из дуба о 13 верхах» 989 года, однако не на том же месте, а севернее.

Освящён собор был по данным разных летописей в 1050 или 1052 году епископом Лукой Жидятой.

Храм имел пять нефов и три галереи, в которых располагалось несколько дополнительных престолов. Северная галерея несколько раз перестраивалась.

Первоначально стены храма не были побелены, за исключением криволинейных в плане апсид и барабанов, покрытых слоем цемянки. Внутренние стороны стен также были обнажены, в то время как своды изначально обмазаны цемянкой и покрыты фресками. Такое оформление было выбрано под воздействием архитектуры Константинополя, в которой мраморная облицовка стен сочеталась с мозаиками на сводах; однако мрамор был заменён известняком, а мозаика — фресками. Сплошь обмазаны цемянкой стены были, вероятно, уже в 1151 году.

На западном портале смонтированы бронзовые Магдебургские врата в романском стиле с большим количеством горельефов и скульптур.

Не позже XVIII века для укрепления стен к южному и северному фасаду пристроили по три контрфорса. При реставрации 1893—1900 годов контрфорсы с южного фасада были разобраны и было возвращено храму посводное покрытие. Реставрацию собора осуществлял архитектор В. В. Суслов.

В 1922 году в ходе кампании по изъятию церковных ценностей, часть церковного имущества была изъята. В 1929 году он был закрыт, и в нём открылся антирелигиозный музей, где были представлены сокровища, хранившиеся в ризнице собора, как пример богатств церкви. Во время оккупации Новгорода немецко-фашистскими войсками храм был повреждён и разграблен, после войны — полностью восстановлен и стал отделом Новгородского музея-заповедника. В 1991 он был передан РПЦ и 16 августа 1991 освящён лично патриархом Алексием II. В 2005—2007 произведена реставрация куполов собора.

Блок: 2/12 | Кол-во символов: 2089
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Видео: Айя-София

Содержание

Блок: 2/9 | Кол-во символов: 45
Источник: https://wikiway.com/turkey/stambul/ayya-sofiya/

Архитектурные особенности


План собора в конце XIX века

Собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в XI веке, к ним, помимо новгородской Софии, относятся: Софийский собор в Киеве и Софийский собор в Полоцке, а также Киевская церковь Ирины и Георгия. У храма имеется три апсиды — центральная пятигранная, и боковые — округлые. С трёх сторон центральное строение окружают широкие двухэтажные галереи. Время возникновения галереи и её первоначальный вид являются предметом научных споров, но, вероятно, она возникла уже в процессе строительства храма.

Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков. Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона), скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (т. н. цемянка). Арки, арочные перемычки и своды выложены из плинфы. В главной апсиде и в парусах под средним барабаном внутренние стены заполнены голосниками — керамическими сосудами округлой формы. В некоторых местах через отверстия голосники имеют выход во внутреннее пространство, благодаря чему, несмотря на значительный объём здания, эхо в нём отсутствует. Кроме того, применение в кладке пустотелых и одновременно округлых форм значительно снизило нагрузку барабана на подпружные арки.

Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются. Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками).

Софийский собор был выполнен в византийском стиле, имел пирамидальную структуру и 6 куполов.

Блок: 3/12 | Кол-во символов: 2142
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Основные моменты

Монументальное здание Айя-Софии, находящееся в историческом центре Стамбула, в районе Султанахмет, окружают четыре стройных минарета, что делает его особенно узнаваемым. За 1500 лет своего существования сначала патриарший православный собор, затем мечеть, а теперь музей, представляющий собой выдающийся памятник византийского зодчества, сохранил свое роскошное убранство, и это несмотря на то, что его необыкновенная судьба была богата не только на торжественные, но и трагические страницы.

Собор Святой Софии Константинопольской, как его еще называют, является олицетворением «золотого века» Византийской империи. Часто именуемый также восьмым чудом света, он несет в себе огромную архитектурную и историческую ценность и в 1985 году был включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Своей правильной прямоугольной формой Айя-София напоминает классическую базилику, купол которой, поддерживаемый по углам огромными 24-метровыми колоннами, словно парит в воздухе. Стены бывшего храма помнят многочисленные перестройки и ремонты, а сколько за ними пряталось и молилось людей в часы бедствий, назвать не сможет никто.

В настоящее время в социальных сетях всё больше набирают популярность дискуссии о превращении этого символа Византии и визитной карточки Стамбула обратно в мечеть. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поначалу выступил против этой идеи, но уже в марте 2019 года в интервью телекомпании TRT высказал иную позицию, заметив, что если туристы всех вероисповеданий могут бесплатно заходить в расположенную по соседству мечеть Султанахмет, более известную как Голубая мечеть, то с Айя-Софией можно поступить аналогичным образом. Трудно сказать, когда это случится и случится ли вообще, но если такое произойдет, то мужчины-немусульмане, не говоря уже о женщинах, вряд ли смогут находиться в храме во время богослужений. Пока же всё остаётся как есть, и побывать в соборе Святой Софии – Премудрости Божией (это еще одно название достопримечательности) может каждый желающий независимо от пола и вероисповедания.

Блок: 3/9 | Кол-во символов: 2063
Источник: https://wikiway.com/turkey/stambul/ayya-sofiya/

Росписи и иконы Софийского собора

Пророк Соломон. Фреска в барабане храма

Софийский собор был окончательно расписан к 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок центрального купола с фигурами пророков и архангелов, в центре между которыми до Великой Отечественной войны располагался погибший от попадания снаряда образ Христа Пантократора. Кроме того, в Мартирьевской паперти сохранилось древнее настенное изображение равноапостольных Константина и Елены. Есть версия, что это изображение должно было стать основой для мозаики, так как выполнено сильно разбавленными красками. Основная сохранившаяся роспись храма относится к концу XIX века.

В соборе три иконостаса. Из них наиболее известны главный (иконы XV—XVI веков, праздничный ряд икон XIV века хранится в экспозиции музея) и Рождественский (XVI век, отдельные иконы — XIX век, икона «Спас на престоле» XIV века). Среди икон особо выделяются:

Блок: 4/12 | Кол-во символов: 923
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Мистика собора Айя-София


  • «Плачущая колонна», основание которой покрыто медными пластинами. Её ещё называют колонной Святого Григория. В колонне есть небольшое углубление, с которым связано одно суеверие. Надо просунуть большой палец в углубление и три раза прокрутить ладонь по кругу, касаясь ей медных листов. Если при этом Вы ощутите влагу, то загадайте желание – оно якобы сбудется. Поверье это существует с XIII века: ещё Антоний Новгородец во время своего паломничества в Константинополь писал, что к плачущей колонне приходят люди и «трутся перстами… на исцеление болезням…».
  • Ниша, из которой раздается легкий шум. По описаниям, находится она в южной части собора. Этот феномен связывали с ещё одной легендой. Согласно ей, в то время, когда Константинополь пал под натиском турецких войск и они ворвались в собор, в нём шла служба. Захватчики уже готовы были убить священника, читающего молитву, но в этот миг стены расступились и спрятали за собой священника. По преданию, священник и сейчас находится там и явится вновь, когда собор опять станет христианским храмом.
  • Холодное окно – ещё одна загадка собора Айя-София в Стамбуле. Из этого окна дует прохладный ветерок, даже когда на улице очень жарко. Это окно расположено на втором этаже (южная часть собора) и выходит на Голубую мечеть.

Этот котлован перед входом в собор Айя-София – результат раскопок более древних построек, которые располагались здесь ещё до строительства храма.

Блок: 4/9 | Кол-во символов: 1444
Источник: https://tour-turkish.ru/ajja-sofija-stambule/

Мощи

Мартириева паперть Софийского собора

В соборе постоянно находятся останки святых: Анны, князей Владимира, Мстислава и Фёдора, епископов Иоакима Корсунянина, Луки Жидяты, Никиты и Аркадия и архиепископов Иоанна, Григория, Мартирия, Антония, Василия Калики, Симеона и Аффония. Церковная атрибуция останков, по мнению советского историка В.Л. Янина, не соответствует исторической действительности. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII—XIX вв.

Блок: 5/12 | Кол-во символов: 467
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Тайны затопленного подземелья собора Айя-Софии


Кроме видимой части собора, Айя-София в Стамбуле имеет ещё малоизученную подземную часть. Из летописей известно, что для того, чтобы сделать фундамент, будто бы выкопали 70-метровый котлован. Так же различные источники сообщают, что под Айя-Софией есть огромные цистерны для хранения воды и множество туннелей. По всей видимости, цистерна должна напоминать огромную Цистерну Базилику, которая находится недалеко от собора.

Добраться до затопленного подземелья попытались в 1945 году американцы. Для этого они решили выкачать оттуда воду. Но как бы они ни старались, уровень воды не понижался. В итоге от идеи отказались после того, как перегорели насосы.

Более успешные попытки были у турецких исследователей. Но они сразу решили, что не будут откачивать воду, а совершили несколько успешных погружений в затопленную подземную часть собора. Последний спуск произошел в 2013 г. Какие-то легенды подтвердились, а какие-то оказались просто преувеличением.

Исследование подземной части собора Айя-София.

Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства!

Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй – к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы.

Туристы входят в собор через Императорские ворота.

Блок: 5/9 | Кол-во символов: 1889
Источник: https://tour-turkish.ru/ajja-sofija-stambule/

Магдебургские врата

Ма́гдебургские, иначе Корсунские врата — название бронзовых дверей первоначально придела Рождества Богоматери Софийского собора в Великом Новгороде; затем эти двери, отреставрированные мастером Аврамом, были перенесены в западный портал собора. В течение нескольких веков врата служили торжественным входом в собор. В настоящее время они открываются только во время праздников, когда службу возглавляет митрополит Новгородский и Старорусский.

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 465
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Мозаики Айя-Софии

Первая мозаика в соборе Святой Софии появилась в 867 году, включившая в себя изображение платформы с престолом и примыкающего к нему выступа здания (апсиды). Здесь можно увидеть Пресвятую Богородицу с младенцем Иисусом на коленях и архангелом Гавриилом с одной стороны (изображение второго архангела не сохранилось). Создатели этого мозаичного изображения использовали смальту, применив вкрапления золота разных размеров, что позволило создать эффект интенсивного мерцания. Дата появления данного изображения неизвестна. Есть версия, что оно входило в первоначальный мозаичный цикл, созданный монахом-художником при императоре Юстиниане. Этого мастера считают святым, так как во время гонений иконоборцы изувечили ему руки. Однако созданное им оригинальное изображение до наших дней целиком не дошло. Мозаику, которую могут видеть туристы, впоследствии воссоздал Святой Фотий, назвавший её «знаком победы православия над ересью».

Конец IX века ознаменовался для собора Святой Софии появлением мозаики с ликом Иисуса Христа. Богочеловека изобразили сидящим на троне и держащим в руках Евангелие. Символично, что Священное Писание открыто на странице со словами: «Мир вам. Я свет миру». Имеется в музее и портрет-мозаика, посвященная императору Александру, до вступления на престол ориентировочно в 870 году являвшегося соправителем своего отца Василия Македонянина и приходившегося братом Льву VI Мудрому.

В сводчатом помещении, расположенном в юго-западном углу над южным вестибюлем, находятся изображения, также относящиеся к первому мозаичному циклу. Например, группа икон (дексус), украшающая входную стену. Однако обязательный элемент такой группы – фигура Иоанна Крестителя – не сохранилась. Ещё 12 фигур поместили на своде, но до наших дней дошли только три: первомученика Стефана, пророка Иезекииля и императора Константина. В люнетах боковых стен сохранились полуфигуры 12 апостолов Христа и четырех патриархов Константинополя периода иконоборчества. Эти мозаики, по мнению многих специалистов, имеют низкий художественный уровень, что дает основание предположить: они созданы непрофессиональными мастерами из числа монахов.

Примерно в 878 году северный тимпан Святой Софии украсили мозаики, изобразившие 16 пророков Ветхого Завета и 14 святителей. Сохранились, опять же, не все, а только мозаики 6 святителей, включая Иоанна Златоуста и Игнатия Богоносца. Уровень этих работ тоже оценивается как невысокий, но обращает на себя внимание выразительность изображений. Фигуры в них приземистые и широкие, а черты лиц изображены крупно.

Блок: 6/9 | Кол-во символов: 2574
Источник: https://wikiway.com/turkey/stambul/ayya-sofiya/

Крест главного купола и легенда о голубе


Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса. После Богородица открыла одному из монахов, что этот голубь послан в утешение городу — и пока он не слетит с креста, город будет им храним.

5 июля 1942 года, во время артобстрела советскими войсками немецкой комендатуры, которая располагалась в Кремле (по сведениям разведки, в этот день должно было съехаться высшее фронтовое командование немецких войск), погибло изображение Спаса Вседержителя (роспись 1109 года) в центральном куполе собора, повреждены фрески в барабане, местами были пробиты своды и стена.

Во время обстрела было выпущено 80 снарядов, 5 из которых легли на собор. По приказу немецкого командования, по давно уже разработанному плану, из Новгорода во Псков, Ригу и Германию были вывезено множество произведений искусства, среди которых были также ценности из Софийского собора: иконостасы, мозаичные плиты и пр.

Повисший на цепях главный крест собора по приказу коменданта города был снят. Золотая обшивка повреждённого купола пущена солдатами на сувениры, которые отправлялись на родину (табакерки, посуда и т. д.). В Новгороде в то время располагался инженерный корпус испанской «Голубой дивизии», воевавшей на стороне нацистской Германии. Крест, как трофей, ими был вывезен в Испанию. По запросу губернатора Новгородской области к посольству Испании в России в 2002 году было выяснено, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. Настоятель кафедрального Софийского собора, архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, получив сведения о местонахождении купольного Софийского креста, при встрече с президентом России В. В. Путиным осведомился о возможности возвращения креста в Новгород. В результате переговоров российского президента и короля Испании испанская сторона приняла решение передать крест Софийского собора России.

  • Оригинальный крест с голубем, венчавший собор до ВОВ

  • Центральный купол собора с голубем

  • Голубь

  • Голубь, венчавший крест в советский период

16 ноября 2004 года в Храме Христа Спасителя он был возвращён Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II министром обороны Испании и сейчас размещён внутри Софийского собора. По заказу Новгородской администрации была изготовлена точная копия найденного в Испании креста. Она передана испанской стороне взамен оригинального. Крест же, ныне находящийся на центральном куполе, изготовлен в 2006 году и установлен 24 января 2007 года.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 2789
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Граффити Софии Новгородской

Граффити на стенах Софии Киевской были открыты в конце XIX века. Стратиграфический и палеографический анализ свидетельствуют, что более половины граффити Софии Новгородской датируется второй половиной XI — началом XII века. В 1978 году в книге А. А. Медынцевой была опубликована 251 надпись из них 10 глаголических, остальные — кириллические. К 2012 году было известно о 22 глаголических надписях. Всего к 2014 году известно около 800 текстов. Верхняя дата рисунков-граффити вероятно совпадает со временем угасания традиции процарапывания на стенах надписей. В Софии Новгородской эта граница приходится, в основном, на XIV век. С. А. Высоцкий считал, что надписи-граффити Софии Новгородской имеют более бытовой характер в сравнении с этим же материалом из Софии Киевской. Обнаруженное в Новгородской Софии прорицание жреца воронов Якова Ноги в отношении Хотена Носа Алексей Гиппиус считает редчайшим осколком устной поэтической традиции, дошедшей до нас в «Слове о полку Игореве», в котором эпический певец Боян назван вещим.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 1055
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Другие достопримечательности


Софийский собор на 5-рублёвой купюре России

Монета из серии «Древние города России» — Великий Новгород. В центре диска — изображение Софийского собора

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 181
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)

Как добраться

Добраться до собора Святой Софии можно на метро, на которое можно пересесть сразу по прилете в аэропорт Ататюрка. Найти подземку, следуя указателям, ведущим прямо из здания аэропорта, не составит большого труда. Сев на линию М1, нужно доехать до станции Zeytinburnu. После этого пешим ходом придется преодолеть чуть больше километра, двигаясь к востоку по улице Seyit Nizam. На остановке линии Т1 Kabataş-Bağcılar следует сесть на трамвай и доехать до остановки Sultanahmet. Потом надо будет пройти пешком еще 300 метров, и вы окажетесь прямо у Айя-Софии.

Блок: 9/9 | Кол-во символов: 572
Источник: https://wikiway.com/turkey/stambul/ayya-sofiya/

Литература

  • Монгайт А.Л. Софийский собор в Новгороде в связи с новейшими исследованиями // Архитектура СССР. Т. 10. – М., 1948.
  • Брунов Н., Травин. Н. Собор Софии в Новгороде//Сообщения института Истории и Теории архитектуры. Вып. 7, 1947, Стр. 1-41
  • Никитина Ю. И. Софийский собор. — 4-е изд., перераб. и доп. — Л.: Лениздат, 1980. — 80 с.
  • Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л.:Наука,Ленинградское отделение, 1986
  • Комеч А. И. Роль пределов в формировании общей композиции Софийского собора в Новгороде // Средневековая Русь: Сб. памяти Н. Н. Воронина. М., 1976. С. 147—150.
  • Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церковная традиция и историческая критика / АН СССР, Отд-ние истории; Рец.: А. И. Клибанов, А. П. Новосельцев. — М.: Наука, 1988. — 240 с. — 17 000 экз. — ISBN 5-02-009468-4.
  • Михеев С. М. Заметки о надписях-графитти новгородского Софийского собора (часть I, часть II) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2010. N3(41). С. 74-84.
  • статьи из журнала «София»:
Блок: 11/12 | Кол-во символов: 990
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4)
Кол-во блоков: 23 | Общее кол-во символов: 26833
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_(%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4): использовано 10 блоков из 12, кол-во символов 11592 (43%)
  2. https://tour-turkish.ru/ajja-sofija-stambule/: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 9987 (37%)
  3. https://wikiway.com/turkey/stambul/ayya-sofiya/: использовано 4 блоков из 9, кол-во символов 5254 (20%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *