Кружащиеся дервиши

Танец дервишей знаменит на весь мир. Кружение дервишей – медитация. Считается, во время исполнения дух освобождается от плоти и устремляется к Богу. Даже просто наблюдая за захватывающим зрелищем, почувствуйте неземную ауру происходящего и медитируйте. Наблюдение за чарующим танцем успокаивает человека, помогает отрешиться от проблем и забот, делает чище и сильнее. Дервиши могут жить оседло или странствовать по миру. Странствующий дервиш находит временное убежище в «текие» – обители для отдыха и молитв.


Блок: 1/5 | Кол-во символов: 508
Источник: https://centralasia.club/uzbekistan/tantsuyushhie-dervishi

История

Цен­тром мевлеви слу­жит мав­зо­лей Ру­ми в городе Ко­нья (Тур­ция). Соз­да­телем мевлеви был сын Ру­ми Сул­тан Ве­лед (1226–1312), который написал со­чи­не­ния «Ру­баб-на­ма» («Кни­га ру­ба­ба») и «Ишк-на­ма» («Кни­га люб­ви») о люб­ви мис­ти­ка к Бо­гу, легшие в ос­но­ву уче­ния. Гла­ва мевлеви, про­ис­хо­дя­щий от стар­ше­го сы­на Сул­тан Ве­ле­да Улу Ари­фа Че­ле­би (1272–1320), на­зна­чал че­ле­би – ру­ко­во­ди­те­лей оби­те­лей (тек­ке), ни­же ко­то­рых в ие­рар­хии мевлеви стоя­ли дер­ви­ши, при­ня­тые в брат­ст­во по­сле 1000-днев­но­го ис­пы­та­ния, ни­же их – по­слуш­ни­ки мю­ри­ды.

Адеп­ты мевлеви но­си­ли вы­со­кий ко­нический кол­пак, бе­лую ру­ба­ху без ру­ка­вов, ши­ро­кий по­яс и сво­бод­ную чёр­ную на­кид­ку. Про­пи­та­ние до­бы­ва­ли тру­дом. Осо­бое ме­сто в мевлеви за­ни­ма­ла кал­ли­гра­фия. Пер­вые по­сле­до­ва­те­ли мевлеви происходили из сред­них и низших го­род­ских сло­ёв, но уже в конце XIV века – из эли­ты Ос­ман­ской им­пе­рии, вклю­чая султанов. С ос­ман­ски­ми за­вое­ва­ния­ми мериды рас­про­стра­ни­лось в Ма­лой Азии, За­кав­ка­зье и на Ближ­нем Вос­то­ке. Дек­ре­том Ата­тюр­ка 4 сентября 1925 года брат­ст­во рас­пу­ще­но, его иму­ще­ст­во кон­фи­ско­ва­но. Дея­тель­ность мевлеви в Тур­ции раз­ре­ше­на в 1954 году.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 1276
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8

Искатели истины

Безусловно, в суфизме много мистики. Суфии верят в то, что каждый звук обладает внутренней силой и потому повторение некоторых из них с определенной целью позволяет достичь состояния внутренней концентрации, в котором человек способен влиять своей волей на ход событий. Например, для излечения больного один или несколько членов ордена до 3 тысяч раз произносят заклинание: «Я Хафиз!» («О, Защитник!») Чтобы стать богатым, надо бесконечно повторять: «Я Мугхни!» («О, Обогащающий!») Суфии убеждены в том, что связь между словом и желаемым результатом отнюдь не магическая, а самая что ни на есть прямая — причинно-следственная. Другими словами, если вы сильно чего-то желаете — это обязательно произойдет.

Наиболее широкое распространение суфизм получил в XI веке. Позже свой вклад в это учение внесли многие восточные философы и поэты. В том числе выдающийся поэт XIII столетия Джалал ад-Дин Руми.

Он родился в 1207 году в Балхе, крупном городе иранской провинции Хорасан (ныне территория Афганистана), в семье популярного в народе придворного ученого — богослова-юриста и проповедника. Слава пришла к нему рано. Уже в детстве он озадачивал окружающих своим поведением. В возрасте шести лет мальчик стал поститься, после чего его часто посещали видения. Есть история о том, как однажды во время игры его сверстники погнались за котом, прыгая по городским крышам. Недовольный Джалал заявил товарищам, что у людей должны быть более высокие помыслы, и внезапно исчез. Когда дети закричали от испуга, он вновь появился перед ними.

Из-за угрозы монгольского вторжения семья Руми вынуждена была бежать из родного города и после долгих скитаний обосновалась в Турции, в городе Конья. Там Джалал, идя по стопам отца, получил хорошее образование.

В своих философско-поэтических произведениях Руми призывал к познанию природы и изучению наук. Он утверждал, что человек может обрести свое истинное место в жизни только путем постоянного физического и нравственного самосовершенствования. Что постижение Бога происходит через любовь, а не формальные обряды.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 2084
Источник: https://zagadki-istorii.ru/religii-67.html

Практика


Обряды мевлеви представляют собой сложный ритуал. Он состоит из декламации стиха во славу пророка Мухаммеда, музыкальных импровизаций и исполнения «вертящегося» танца, за этим идёт вторая часть из четырёх музыкальных и танцевальных разделов, именуемых селам, которые завершаются инструментальной музыкой и рецитацией Корана вместе с творением молитв. Дервиши появляются в белых продолговатых колпаках из войлока, имеющих среднеазиатское происхождение, и с чёрными накидками; эти накидки сбрасываются во время танца, и дервиши предстают в белых одеяниях. Такая смена одежд истолковывается как смерть и воскресение. При вращении дервиш держит правую руку обращённой к небу, а левую — к земле. Движения поначалу медленные и величавые с постепенным ускорением в такт музыке, но никогда они не становятся бесконтрольными.

Дервиши кружатся отдельно, не касаясь друг друга плечами, каждый вокруг своей оси и вокруг шейха и других дервишей. Они не произносят ни звука, не производят никаких движений ладонями или головой. Послушники Мевлеви подвергаются долголетнему самоотречению и тренировке в сама. Бекташи осмеивали танец Мевлеви как ненужный придаток к поклонению Богу. Руми верил, что дух освобождается от тяжести плоти в процессе сама и ликование человеческого существования как чувств и мыслей может быть достигнуто только мастерством в сама. Правильная сама может быть проведена только с разрешения и в присутствии шейха. Дервиши, ответственные за исполнение ритуала, покрывают пол в семахане овечьими шкурами, символизирующими обряд шейха. Одетые в белые одежды с широкими юбками, называемыми теннуре и в высокие шапки из войлока, дервиши совершают свои молитвы после того, как получают знак в виде появления шейха в зелёном головном уборе. После чтений из Месневи и Корана, один из дервишей начинает играть на нэе, старинной камышовой флейте.

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 1856
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8

Поэт смирения

Наибольшую славу Руми принесла созданная им в последние годы жизни поэма «Месневи-и-маневи», которая, по словам самого автора, раскрывает тайный смысл Корана. Эта книга, состоящая из 50 тысяч стихов, хорошо известна на Востоке. Руми предложил человечеству три «шага», три этапа самосовершенствования. Он призывал очиститься от низменных страстей (злопамятности, лживости, корыстолюбия и тому подобных искусов сатаны) в качестве первого шага на пути к Всевышнему. Вторым шагом должно было стать достижение равновесия земных знаний, возможностей человеческого разума и собственно Бога как Абсолюта. На третьем шаге печаль от несовершенства человека постепенно сменяется восторгом любви от слияния с Божественной истиной. На этом пути Руми считает важным полагаться на просветленного наставника-шейха.

Жизнь поэта и философа отнюдь не была спокойной. Вокруг кипели жестокие войны. В юные годы, как уже говорилось, ему пришлось вместе с родителями бежать от монголов в Малую Азию. Затем на протяжении жизни Руми на земли Востока четыре раза приходили европейские рыцари-крестоносцы! Однако найти у поэта «патриотические», зовущие на битву с врагом стихи не удастся. Его гений, видимо, осознал, что не стоит противостоять оружию при помощи другого оружия. Только стойкий дух, мир и единение в вере преодолевают насилие.

Новизна взглядов Руми привлекала к нему множество почитателей. Однажды 37-летний мудрец, гуляя в сопровождении своих учеников, повстречал дервиша Шамса Тебризи. Этот человек прославился в народе смелыми нападками на шейхов и святош. Руми и Шамса посмотрели друг другу в глаза, будто читая мысли, обнялись и отправились вместе в подвал, где на протяжении трех месяцев предавались беседам и совместной медитации.

В дальнейшем судьба Тебризи сложилась печально — исламские клерикалы (среди которых, по некоторым сведениям, были друзья и ученики Руми) расправились с ним. Убитый горем, безутешный Руми рыдал и сильно похудел. Но как-то раз он шел мимо ювелирной лавки, откуда доносилось ритмичное постукивание молоточка по золоту. Руми начал повторять про себя имя Аллаха, а затем закружился в экстазе. Так произошло рождение мевлеви — суфийского ордена «кружащихся дервишей».

С тех пор из века в век его последователи кружатся, ибо верят, что, исполняя медитативные танцы, можно довести себя до религиозного экстаза и получить Божественное просветление.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 2402
Источник: https://zagadki-istorii.ru/religii-67.html

Галерея

  • Модель изучения дервиша

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 50
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8

Священное движение

В мавзолее Руми в Конье ежегодно происходит удивительный ритуал, свидетелями которого становятся тысячи людей, съезжающихся на праздник. Дервиши появляются в белых балахонах, поверх которых обычно накинут черный халат с широкими рукавами, в высоких желтых или красных конических колпаках из верблюжьего фетра. Шейх ордена входит последним и начинает длинную речь. Он говорит об истории мевлеви, о султанах, которые правили в Турции, перечисляя их имена. Говорит об интересе и симпатии к ордену в стране и в мире. Затем под аккомпанемент флейты хор исполняет старинную песню, слова которой написал сам Руми, и символизирующую душу в поиске любви.

Русский философ-мистик Петр Демьянович Успенский, наблюдавший ритуал в 1908 году, пишет: «Дервиши встают; спокойно и уверенно подняв правую согнутую руку, повернув голову вправо и вытянув левую руку, они медленно вступают в круг и с чрезвычайной серьезностью начинают вертеться, одновременно двигаясь по кругу. А в центре, так же согнув руку и глядя вправо, появляется дервиш с короткой седой бородой и спокойным приятным лицом; он медленно вертится на одном месте, переступая ногами какими-то особыми движениями. Все дервиши — некоторые очень молодые люди, другие средних лет, а кое-кто уже совсем старики — вертятся вокруг него. И все они вертятся и движутся по кругу с разной скоростью: старики — медленно, молодые — с такой быстротой, что дух захватывает. Одни, вертясь, закрывают глаза, другие просто смотрят вниз; но никто из них ни разу при этом не коснулся другого».

Дервиши кружатся, раскинув руки, как крылья, а их юбки раскрываются, как белые зонты. Расположение рук символизирует прохождение божественной энергии. Поднятая правая рука получает благословение небес, через опущенную левую руку это благословение передается земле. Когда ритм танца ускоряется, кажется, что дервиши как бы парят над полом. Вращаясь, они делают круги по залу. Движутся несколько часов подряд, по очереди сменяя друг друга.

Наконец, наступает момент, когда танцующим начинает казаться, будто вращаются не они сами, а весь мир — вокруг них. Это и есть измененное состояние сознания, мистический транс. Считается, что находясь в нем, можно путешествовать во времени, проникать в иные измерения и посещать далекие планеты. Танец кружащихся дервишей — уникальное, завораживающее зрелище. Энергетическое, эмоциональное, эстетическое воздействие его так сильно, что раз увидев этот фантастический древний ритуал, люди помнят о нем всю жизнь. Когда музыка смолкает, танцоры опускаются на колени.

Все предметы одежды исполнителей также имеют символическое значение. Коническая шапка символизирует надгробную плиту, их накидка — гроб, а балахон — саван. Танцующий в центре группы дервиш символизирует солнце, а остальные вращаются вокруг него, подобно планетам.

Ирина СТРЕКАЛОВА

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 2848
Источник: https://zagadki-istorii.ru/religii-67.html

Кружащиеся дервиши (танцующие дервиши)


Суфии уверяют, что понять природу Вселенной и приблизиться к Богу можно только сердцем и душой. Произносимыми словами достичь не удастся. Поможет в достижении цели единения с Богом танец под определенную музыку. Считается, что подобная музыка звучит у ворот рая.

Танец дервишей – фееричное представление, которое завораживает и производит на всех неизгладимое впечатление. Начинается танец с подготовки. Танцоры стоят около 10 минут неподвижно, скрестив руки на плечах. Так они сосредотачиваются. Потом кланяются шейху и зрителям и начинают кружиться. Поднимая ладони рук вверх, они получают благословение неба, которое потом передают земле, опуская их книзу. Кружение исполнителей происходит против часовой стрелки с закрытыми глазами и наклоненной головой. Танцоры кружатся вокруг своей оси, не делая никаких дополнительных движений ни руками, ни головой. Правая ладонь обращена вверх, к Богу, а левая – вниз к земле и людям. Считается, что вращение соединяет небо и землю, время и пространство.

Во время танца исполнители впадают в транс, отрешаются от всего земного. Для приверженцев суфизма танец – это молитва, беседа с Богом. Так вращаться танцоры могут около 15 минут. Искусству религиозных танцоров учат с раннего детства. И только через два десятилетия ученик достигает совершенства в танце. Во время долгого вращения танцоры входят в экстаз, своего рода суфийское опьянение, позволяющее почувствовать освобождение от плоти и восхождение к Всевышнему. Танец помогает ощутить вселенскую любовь и очистить свою душу.

Танец дервишей – молитва или представление?

В современном мире необычный танец до сих пор привлекает огромное внимание. Но он превратился просто в шоу, где исполнители – простые артисты, зарабатывающие деньги. Лишь в нескольких местах в определенное время проходят танцы настоящих дервишей. Например, в Конье, где есть мавзолей основателя ордена. Здесь же каждый год в декабре проводится фестиваль, на котором выступают кружащиеся чародеи со всего мира. Только там можно увидеть танец настоящих монахов, полный религиозного смысла и вызывающий у зрителей необычные ощущения мистического подъема и полета над землей.

Танец несет большое значение:

  • дарит людям душевный покой и равновесие,
  • позволяет прикоснуться к мистическому и возвышенному.

Несмотря на то, что суфизм основан более 700 лет назад, танец кружащихся дервишей почти не изменился. И мы можем увидеть это прекрасное зрелище и насладиться ощущением свободы и причастности к таинству.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 2498
Источник: https://centralasia.club/uzbekistan/tantsuyushhie-dervishi
Кол-во блоков: 14 | Общее кол-во символов: 17259
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8: использовано 3 блоков из 7, кол-во символов 3182 (18%)
  2. https://centralasia.club/uzbekistan/tantsuyushhie-dervishi: использовано 5 блоков из 5, кол-во символов 6743 (39%)
  3. https://zagadki-istorii.ru/religii-67.html: использовано 3 блоков из 4, кол-во символов 7334 (42%)


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *